ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ШКОЛА»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности и приоритеты воспитания младших школьников в условиях информатизации современного общества. Речь идет об изменениях, последовавших за масштабным внедрением во все сферы жизни современного общества, в том числе в образовательный процесс начальной школы, информационно-коммуникационных технологий. Изменения подходов к воспитанию младших школьников представлены с опорой на результаты проведенного исследования.

Ключевые слова:
младший школьник; воспитание, современное информационное общество; федеральный проект «Цифровая школа»; информатизация образовательного процесса; ответственное поведение.
Текст

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ


«Цифровая школа» – один из самых известных федеральных проектов в сфере образования, разрабатываемый и уточняемый в соответствии с майским Указом Президента РФ В.В. Путина 2018 г. В рамках этого проекта продолжается широкомасштабная информатизация образовательного процесса, осуществляется переход на электронные учебники по большинству учебных предметов, развиваются дистанционные технологии обучения, стимулируется освоение и применение школьниками средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникационных технологий. Одним из наиболее сложных аспектов реализации проекта является воспитание обучающихся в цифровой школе. Это тем более важно и актуально, поскольку: 1) воспитание детей в России рассматривается в качестве стратегического общенационального приоритета, что отражено в ряде нормативно-правовых актов (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО); Стратегия развития воспитания на период до 2025 года; Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и др.); 2) Указом Президента РФ № 240 в Российской Федерации объявлено Десятилетие детства, определен комплекс действий, адекватных динамике социальных изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, реалии их развития; 3) осуществляется раннее приобщение учеников начальной школы к использованию средств ИКТ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 4) возросшая активность младших школьников как пользователей Интернета сопровождается рисками, выявленными международными и подтвержденными российскими исследованиями. Например, в ходе международного исследовательского проекта EU Kids Online II, охватившего 25 стран Европы, включая Россию, было зафиксировано, в частности, что:
•• около 80% российских младших школьников используют средства ИКТ в учебных целях и в соответствии с требованиями российского законодательства в стенах школы защищены от каких-либо рисков, сопутствующих информатизации образовательного процесса.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2013. - 23 с.

3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука, 1974. - 388 с.

4. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М.: Институт международного права и экономики, 1996. - 114 с.

5. Кондаков И.М. Психология: иллюстрированный словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 512 с.

6. Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / пер. с фр. Е.В. Головиной. - М.: Этерна, 2012. - 752 с.

7. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.

8. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов: методическое пособие. 4 класс. - М.: Просвещение, 2013. - 101 с.

9. Молокова А.В. ИКТ-компетентность и воспитанность личности: единство противоположностей // Сибирский учитель. - 2016. - № 1. - С. 41-43.

10. Молокова А.В., Крамер Е.А. Формирование нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 58-62.

11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов [и др.]. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373; в ред. приказов от 26.11.2010. № 1241, от 22.09.2011 № 2357. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 16.01.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?