Novosibirsk, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article discusses the features and priorities of the education of younger schoolchildren in the conditions of informatization of modern society. We are talking about the changes that followed the large-scale implementation of information and communication technologies in all spheres of life in modern society, including the primary school education process. Changes in the approach to the education of younger students are presented based on the results of the study.
younger schoolchild; education, modern information society; federal project “Digital School”; informatization of the educational process; responsible behavior.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ
«Цифровая школа» – один из самых известных федеральных проектов в сфере образования, разрабатываемый и уточняемый в соответствии с майским Указом Президента РФ В.В. Путина 2018 г. В рамках этого проекта продолжается широкомасштабная информатизация образовательного процесса, осуществляется переход на электронные учебники по большинству учебных предметов, развиваются дистанционные технологии обучения, стимулируется освоение и применение школьниками средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникационных технологий. Одним из наиболее сложных аспектов реализации проекта является воспитание обучающихся в цифровой школе. Это тем более важно и актуально, поскольку: 1) воспитание детей в России рассматривается в качестве стратегического общенационального приоритета, что отражено в ряде нормативно-правовых актов (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО); Стратегия развития воспитания на период до 2025 года; Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и др.); 2) Указом Президента РФ № 240 в Российской Федерации объявлено Десятилетие детства, определен комплекс действий, адекватных динамике социальных изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, реалии их развития; 3) осуществляется раннее приобщение учеников начальной школы к использованию средств ИКТ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 4) возросшая активность младших школьников как пользователей Интернета сопровождается рисками, выявленными международными и подтвержденными российскими исследованиями. Например, в ходе международного исследовательского проекта EU Kids Online II, охватившего 25 стран Европы, включая Россию, было зафиксировано, в частности, что:
•• около 80% российских младших школьников используют средства ИКТ в учебных целях и в соответствии с требованиями российского законодательства в стенах школы защищены от каких-либо рисков, сопутствующих информатизации образовательного процесса.
1. Bozhovich L.I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 400 p.
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2013. 23 p.
3. Drobnitskiy O.G. Ponyatie morali [The concept of morality]. Moscow, Nauka Publ., 1974. 388 p.
4. Il’chikov M.Z., Smirnov B.A. Sotsiologiya vospitaniya [Sociology of education]. Moscow, Institut mezhdunarodnogo prava i ekonomiki Publ., 1996. 114 p.
5. Kondakov I.M. Psikhologiya: illyustrirovannyy slovar’ [Psychology: an illustrated dictionary]. St. Petersburg, Praym-EVROZNAK Publ., 2003. 512 p.
6. Kont-Sponvil’ Andre. Filosofskiy slovar’ [Philosophical Dictionary]. Moscow, Eterna Publ., 2012. 752 p.
7. Leont’ev A.N. Psikhologicheskie osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological basis of child development and learning]. Moscow, Smysl Publ., 2009. 422 p.
8. Loginova A.A., Danilyuk A.Ya. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie uchashchikhsya. Monitoring rezul’tatov. 4 klass [Spiritual and moral development and education of students. Monitoring results: a methodological guide. 4th grade]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2013. 101 p.
9. Molokova A.V. IKT-kompetentnost’ i vospitannost’ lichnosti: edinstvo protivopolozhnostey [ICTcompetence and education of the individual: the unity of opposites]. Sibirskiy uchitel’ [Siberian teacher]. 2016, I. 1, pp. 41-43.
10. Molokova A.V., Kramer E.A. Formirovanie nravstvennogo povedeniya mladshikh shkol’nikov v usloviyakh informatizatsii [Formation of moral behavior of younger students in the conditions of informatization]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2015, I. 4, pp. 58-62.
11. Robert I.V., Panyukova S.V., Kuznetsov A.A. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and communication technologies in education]. Moscow, Drofa Publ., 2008. 312 p.
12. Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p.
13. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya / utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 № 373; v red. prikazov ot 26.11.2010. № 1241, ot 22.09.2011 № 2357 [Federal State Educational Standard of Primary General Education / approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 06.10.2009 No. 373; in ed. orders of 11/26/2010. No. 1241, dated 09/22/2011 No. 2357]. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (accessed 16 January 2019).