ОБРАЗ РАБОТНИКА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются результаты исследования представлений студентов ГУУ (будущих кадровиков) о субъекте их профессиональной деятельности. Показано, каким образом представления обучающихся об идеальном образе кадровика оказывают на их личность значительное формирующее воздействие и связаны с процессом профессионализации. Приводятся сравнения ответов студентов с мнениями экспертов о функциях, методах и приемах, профессионально-важных качествах HR-менеджеров.

Ключевые слова:
профессиональное становление, субъект труда, образ профессионала, личность HR-менеджера, функции менеджера по персоналу, составляющие профессиональной деятельности кадровика, приемы и методы профессиональной деятельности кадровика.
Текст

В современной психологии труда особое внимание уделяется сложным вопросам профессиональной подготовки, профессионализации личности, процессу становления профессионала. Эти вопросы изучаются с точки зрения выявления механизмов, этапов и детерминирующих факторов становления субъекта деятельности (К.А. Абульханова, В.А. Бодров, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.). Профессиональное становление личности (профессионализация) имеет своей основополагающей задачей «обеспечение достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В.А. Бодров). Профессионализация — процесс приобретения субъектом труда таких свойств и качеств, которые позволяют ему эффективно выполнять конкретные функции. В этой связи образ профессионала является одной из важнейших составляющих видения профессии, а в целом и процесса профессионального становления субъекта труда. Как результат воссоздания объекта в сознании человека, образ субъекта труда в конкретной деятельности принимает относительно автономный характер, определяет профессиональное поведение субъекта и управляет им. Выковывание образа субъекта профессии, которой обучающиеся решили посвятить жизнь, а равно так же как и развитие их профессионального сознания начинается на ранних этапах выбора профессии и приобретает все более четкие черты в процессе обучения в вузе. Сформированный и устойчивый образ субъекта труда в представлениях обучающихся, несомненно, станет платформой отнесения себя к определенной профессиональной общности, началом присоединения к профессиональной культуре, развития установки на достижение положительных социально-значимых профессиональных целей. Рельефные представления о том, каким должен быть субъект труда, помогут обучающемуся успешно пройти ступень «адаптации человека к профессии, первичного усвоения человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии» [2, с. 51]. Вместе с тем они окажут содействие будущему профессионалу в смягчении последствий возможных кризисов профессионального развития личности, обусловленных коррекцией выбора сферы деятельности в период обучения и периода начальной профессиональной адаптации, вызванной коррекцией профессиональных ожиданий [3, с. 142].

Список литературы

1. Волкова О.А., Андрианов А.В. Роль профессиональной идентичности работников в социальных процессах [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-professionalnoy-identichnosti-rabotnikov-vsotsialnyh-protsessah (дата обращения: 05.10.2018).

2. Дьяченко М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

4. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Рыбников. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2014. - 336 с.

5. Утлик Э.П. Личность в психологии и менеджменте [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей / Э.П. Утлик. - 2-е изд., стер. - М.: ГУУ, 2007 - 228 с.

6. Qualities of HR Manager [Электронный ресурс]. - URL: https://smallbusiness.chron.com/qualities-hr-manager-40675. html (дата обращения: 7 октября 2018 года).

7. The Functions and Goals of HR [Электронный ресурс]. - URL: https://courses.lumenlearning.com/boundless-business/chapter/the-functions-and-goals-of-hr/ (дата обращения: 02.10.2018).

8. Top 20 Essential Skills of Human Resources Management [Электронный ресурс]. - URL: https://content.wisestep.com/essential-skills-human-resources-management/ (дата обращения: 20.10.2018).

9. Typical Functions of a Human Resource Manager [Электронный ресурс]. - URL: https://www.managementstudyguide. com/functions-of-a-human-resource-manager.htm (дата обращения: 01.11.2018).

10. What Does a Human Resources Manager, Generalist, or Director Do? [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalancecareers. com/what-does-a-human-resources-managerdo- 1918551 (дата обращения: 24.10.2018).

11. 5 Essential Human Resources Skills [Электронный ресурс]. URL: https://www.villanovau.com/resources/hr/essentialskills-human-resources/#.W-w6Wy9eOCQ (дата обращения: 13.10.2018).

12. 6 Key Qualities of an HR Manager [Электронный ресурс]. URL: https://online.csp.edu/blog/business/6-key-qualitiesof-an-hr-manager (дата обращения: 03.10.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?