АНО «Международный альянс стратегических проектов БРИКС» (Департамент Зеленой экономики, директор)
Россия
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья представляет аспекты организационно-управленческого сопровождения государственной закупочной деятельности с определением необходимого рамочного функционала и стимулов для внедрения экологических критериев продукции. Речь идет о необходимости формирования целевой долгосрочной стратегии и анонсе понятных правил игры для производителей.
зеленые государственные закупки, экологическая государственная политика, экологические требования к продукции, лучшие экологические практики, экологическая сертификация.
Организационно-управленческое сопровождение государственных закупок в части применения экологических требований к продукции состоит в концепции, сочетающей следующий связанный инструментарий:
- политическая поддержка;
- технологическая поддержка;
- административно-организационный функционал;
- финансирование методической и просветительской работы;
- информационная база.
Как мы не раз уже подчеркивали, важен последовательный политический посыл, демонстрирующий четко выраженную цель экологизации экономики страны. Это должно выражаться в следующих шагах:
- программное заявление о следовании целям устойчивого развития и поощрении развития практического инструментария «озеленения» экономики;
- политическая и организационная поддержка экономических институтов, способствующих прогрессивным технологическим изменениям;
- формирование комфортного правового пространства для производств, внедряющих наилучшие доступные технологии, работающих в соответствии с экологическими стандартами, производящих продукцию, дружественную к окружающей среде;
- всемерная информационная поддержка лучших экологических практик посредством государственных и частных средств массовой информации, некоммерческих партнерств, общественных объединений и т.д.;
- целевое финансирование организационно-технологической работы в направлении экологизации хозяйственной жизни с последующим ступенчатым государственно-общественным контролем полученных результатов (упор при этом рекомендуется сделать на роль общественности);
- организация обучения зеленым технологиям и лучшим практикам на основе продуманной системы непрерывного экологического образования с включением в процесс государственных и частных институтов, общественных объединений, некоммерческих организаций, клубов. Необходимо выстроить связанную информационно-образовательную схему взаимодействия с международными институтами: ООН, ее специализированными подразделениями, ассоциациями, информационными центрами, установить многоуровневые партнерские взаимоотношения и максимально включать открытые ресурсы в образовательный процесс.
Зеленые государственные закупки как сильнейший практический инструмент, позволяющий ускорить поворот к цикличной экономике, надо поставить по значимости на первое место в ранге экономических механизмов экологизации хозяйственной жизни. Эта работа особенно актуальна в связи с началом реализации на территории России «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Планируемый запуск к 2030 г. 70 эко-технопарков и задача повышения уровня переработки ТБО до 80% должна быть скоординирована с пакетом экологических критериев к продукции по направлениям / отраслям [1].
Правительству следует определиться с институциональным исполнителем государственного заказа на выполнение работ по отраслевым экологическим критериям, опираясь на европейский опыт. Предложение по разработке / организации унифицированных стандартов, критериев и требований в рамках БРИКС к отраслевой продукции с учетом политической траектории развития представляется наиболее рациональным, особенно потому, что в российско-азиатском регионе это поле остается свободным, тогда как в других регионах мира ассоциативная и практическая работа развивается быстрыми темпами [2].
Настоятельно повторяем нашу рекомендацию расширить работу по экологической сертификации продукции, но не полагать всю надежду на отдельные частные организации. Нужно сделать эту работу масштабной, одновременно вооружив топ-менеджмент соответствующими знаниями, включив в процесс правительственные органы, придавая при этом большое внимание качеству контроля сертификационного процесса.
Для препятствия коррупции и нарушения прав производителей / поставщиков продукции предлагается шире использовать имеющийся IT-инструментарий: блокчейн, защищенные системы электронного учета данных, подтверждения записей и т.д. В качестве очного функционального звена следует усилить роль и участие общественного контроля с учетом ротации участников и привлечения сторонних и зарубежных специалистов, занимающихся вопросами экологических критериев, являющимися сертифицированными членами специализированных организаций, особенно в случае объемных государственных контрактов.
Задача государства / звена высшего менеджмента состоит в том, чтобы сформировать долгосрочную стратегию и анонсировать понятные правила игры для производств. Поскольку работа в области модернизации промышленности длительна и затратна, чем раньше заявленные требования / экологические критерии будут озвучены, тем раньше начнется движение на местах. Правительство, создавая пакет рекомендаций для закупщиков и поставщиков, определяя требования к продукции, должно вооружить методическим и организационным инструментарием региональные и локальные закупочные комиссии, подготовив и обучив их, как правильно применять эко-критерии на практике, как проверять представленные данные, каким стандартам доверять, на что опираться и куда обращаться в случае возникновения спорных вопросов.
Организационная схема информационной поддержки малого бизнеса (на примере Москвы) в методическом плане могла бы служить хорошим отправным примером для проведения массового образования и тренингов по экологическим требованиям к закупаемой продукции (в плане практического распространения знаний).
Как нам представляется, системам самодекларирования (ИСО 14021) [3] следует дать больше места для подтверждения экологичности производства и продукции, так как это позволит уменьшить затраты на сертификацию для тех же малых предприятий, например, и начинающих производств, но при этом обеспечить технологический контроль. Следует максимально автоматизировать системы мониторинга, используя самые передовые технологические новшества, позволяющие тестировать производства в автономном режиме.
Также к этому вопросу следует присовокупить системы накопления и хранения больших данных, достижения блокчейна и механизмы защищенной передачи данных. Науке автоматизированной проверки также следует обучать, как персонал самих предприятий, так же и контролеров, управленцев и т.д.
Стимулы для зелёных закупок
В Европейском союзе, где применение эко-критериев к закупаемой на государственные деньги продукции является добровольной практикой, тем не менее, прививается и распространяется система «зеленого пиара». Проходят публичные мероприятия, где крупные государственные деятели (чиновники, министры) вручают призы и отмечают лучших производителей эко-товаров, реализующих свой продукт с престижным экологическим брендом.
Помимо советов, которые занимаются процессом формирования эко-критериев, в России следует также продумать систему подачи и работы с экологической информацией, проработав структурно соответствующую программу и ее финансовое обеспечение / обоснование. Следует сделать так, чтобы развивать «чистое производство» стало выгодно, престижно, прибыльно.
Поставщик, предлагающий к реализации сертифицированную должным образом продукцию, хочет видеть свои преференции в закупочном процессе, которые государственная закупочная комиссия должна объяснить и показать, предварительно ознакомив с методикой выбора поставщика, которую следует четко выверить.
Закупщик же, руководствуясь решениями высших политических органов, согласно пониманию общего тренда и уровню амбиций, может выставить один или несколько эко-требований к поставщикам, претендующим на право получить государственный заказ. Выгоды, в итоге, будут очевидны для трех сторон при должном соблюдении требований и условий тендера: для закупщика – это выполнение политического заказа, положительный пиар, дальновидный стратегический менеджмент; для поставщика – практическая реализация его усилий и затрат по организации производства или транзиту эко-продукции, для потребителя (бюджетных организаций и их работников) – безопасность пользователя и охрана здоровья. В масштабе страны – это ускорение процесса экологизации экономики. По мнению авторов, серьезную роль должна сыграть реализация российского национального проекта «Экология», и, в частности, федерального проекта «Государственная поддержка внедрения наилучших доступных технологий» [4].
Национальная или интегративная работа по зеленым закупкам должна найти визуальное отражение на специализированном сайте. Можно взять за ориентир структуру тематического портала Европейской комиссии [5] и включить туда наиболее важные разделы, такие, например, как:
- общие сведения о зеленых закупках (background, определение и текущий национальный статус, выгоды, понятие о цикличной экономике и связанных с ней действиях управляющих органов, общие сведения об оценке жизненного цикла товара, сведения об эко-маркировке и глоссарий в помощь);
- объединенные новости, включающий обзор работы по зеленым отраслевым критериям (свежие исследования, статьи, обзоры, публикации);
- сведения по грядущим и прошедшим научным событиям (по месяцам и с соответствующими информативными гиперссылками);
- тематические вебинары, доступ к соответствующим заявкам по участию и к их записям для просмотра и использования в процессе обучения;
- блок информации по событиям из жизни Высшего совета по эко-критериям (записи встреч, презентаций, выступлений, семинаров);
- непосредственно актуальные критерии к отраслевой продукции (методические подходы, рабочий план по критерию, необходимые условия его формирования / утверждения, текст утвержденного критерия непосредственно);
- правовой, очень важный блок, включающий ведущие документы и правовые акты, касающиеся экономической политики в области устойчивого развития и зеленых закупок, живые иллюстрационные примеры правоприменения, case-study и поисковую систему;
- политический блок, включающий соответствующую правовую базу, стратегические документы и международное взаимодействие;
- национальный план действий в области зеленых государственных закупок (включая планы по регионам России и областям, территориальные);
- обучающие практики (события, информация, заявочные формы);
- свод полезных тематических ссылок.
Лучшие экологические практики (best practices) по производству и закупкам следует выделить в самостоятельный блок (пример можно посмотреть здесь: [6]) и анонсировать в связке с зеленым эко-рейтингом компаний. Это великолепный стимул и пример для предпринимателей и регионов, идущих вслед за первопроходцами, а также статус для бизнеса, достигшего конкретных результатов в становлении экологичного производства.
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/549eef11ae953dc6e4261b88ed6d14f776df3203/
2. Сметанина Т.П., Воротников А.М. Внедрение экологических критериев в государственные закупки. Журнал экономических исследований. 2018.Том 4. № 11. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/24420/view
3. Государственный стандарт Российской Федерации «Этикетки и декларации экологические: Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II). URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14021-2000
4. Проект Паспорта национального проекта "Экология". URL: https://ecology.bashkortostan.ru/documents/active/101584/
5. Зеленые государственные закупки: Портал Европейской Комиссии. URL: http://ec.europa.eu/environment/gpp/index_en.htm
6. Лучшие практики зеленых закупок: Портал Европейской Комиссии. URL: http://ec.europa.eu/environment/gpp/case_group_en.htm