ВНЕДРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья представляет практические организационные предложения по экологизации государственной закупочной деятельности, опираясь на тезис о гармонизации стандартов в международной практике и взаимодействии стран в решении экологических проблем. Изложена концепция развития Зеленого института БРИКС.

Ключевые слова:
зеленые государственные закупки, экологические требования к продукции, Зеленый институт БРИКС.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

 

Еще в конце 2016 г. Президентом Владимиром Путиным, по итогам заседания Госсовета по экологии, было дано поручение подготовить предложения по развитию инструментов стимулирования в России «зеленых» технологий [1]. Важнейшей составляющей зеленой экономики является развитие системы «зеленых» закупок товаров, работ и услуг для нужд общественного сектора. Для России, как и для других стран, это очень мощный практический инструмент управления экономикой, так как масштабы бюджетных закупок в совокупности могут составлять до четверти валового продукта. Масштабность публичной деятельности, при правильном регулировании, может обеспечить поворот всей национальной хозяйственной жизни в сторону производства экологически чистой и экономичной в потреблении продукции, обеспечить минимизацию воздействия на окружающую среду [2]. Основные проблемы, препятствующие в настоящий момент экологизации государственных закупок, заключаются в неосведомленности участников закупочного процесса, несовершенстве правового регулирования процесса проведения государственных закупок в части использования параметров оценки и требований к экологичности продукции, в отсутствии четких методик и правил использования экологических критериев в конкурсной документации, а также при оценке заявок.

Экологические критерии являются добровольным инструментом регулирования экономики, но все настойчивей вводятся в тендерную мировую практику и довольно скоро станут не просто желательным элементом, но неким торговым обычаем, потому что следствия товарного оборота без учета воздействия продукции на окружающую среду слишком опасны для жизни человеческого сообщества, вовлеченного в процесс глобализации.

Поскольку российским законодательством (44-ФЗ) [3] возможность учета экологических критериев в закупках была обозначена и приветствуется, необходимо развернуть в России работу по их внедрению в самое ближайшее время. Вопрос состоит в том, чтобы определиться с критериями / параметрами продукции, установить их баланс в «зеленых» тендерных требованиях и обеспечить достоверность информации с сохранением конкурентной среды.

Последовательность практических действий мы видим в следующем:

1)         опираясь на отраслевую структуру российской экономики, следует доказательно определить отрасли с наибольшим негативным воздействием на окружающую среду с учетом долговременной статистики;

2)         соотнести возможность определения экологических требований к их продукции в государственных закупках с простотой / технической возможностью их проверки;

3)         оценить доступность продукции отраслей на отечественном рынке;

4)         обсудить блок экологических требований с заинтересованными сторонами;

5)         определить базовые принципы формирования «зеленых» критериев к продукции с учетом мировой практики;

6)         сформировать и выпустить блок экологических критериев по главным отраслям-загрязнителям, подкрепив его организационно-технологическим обоснованием и рекомендациями ответственных органов.

Европейская практика показывает, что каждый отраслевой критерий сопровождается техническим справочным отчетом, где изложено основное видение и методические подходы к определению самого критерия. Такое обоснование позволяет получить заинтересованной аудитории подробную информацию о причинах выбора параметров экологичности и предоставляет принципиально важные документально-правовые ссылки [4].

Поскольку критерии разрабатываются для закупки «чистых» продуктов и услуг, участие узких отраслевых специалистов в процессе их формирования безусловно необходимо. Для достижения реальной эффективности действия формируемых критериев учет мнения бизнеса и общественности также очень важен. Поэтому при формировании критерия необходимо создание  рабочей группы (комиссии) смешанного состава участников на основе демократичной отраслевой выборки.

Для каждой группы товаров / услуг для начала следует представить набор ключевых (базовых) критериев, учитывающих главные экологические воздействия на окружающую среду. Они должны соответствовать возможности применения в любом контракте, обеспечивая простоту и доступность их проверки [5].

Следующий этап будет касаться разработки, адаптации и утверждения полных экологических критериев для использования в бюджетных закупках, предназначенных для потребителей и заказчиков, желающих приобрести лучшие продукты, доступные на конкретном отраслевом рынке. Эти критерии амбициозны по сути, могут иметь национальную специфику, а также допускают разумное увеличение затрат в организации процесса их контроля в сравнении с аналогичными (подобными) продуктами одинаковой функциональности.

Отраслевые критерии должны опираться на ведущие стратегические планы и документы по реализации национальной энергетической и технологической стратегии, экологической политики, цифровизации экономики, национальные проекты, стимулируя научно-техническое развитие и внедрение механизмов электронного управления и контроля (подтверждения данных).

Поскольку критерии должны соответствовать моменту и времени, очень важно соотнести их с существующей и перспективной технологической основой производства (и потребления), а также применение наилучших доступных технологий (НДТ). Здесь возможны отраслевые и национальные экономические нюансы, требующие отражения специфики отрасли, производства, учитывающие также перспективы гармонизации стандартов в общемировом тренде.

Рассматривая принцип добровольности применения экологических критериев в бюджетных закупках, правительство должно приложить все возможные усилия по развитию политической платформы поддержки экологизации экономики, продумывая многосторонние стимулы, социальный и бизнес-пиар цикличной экономики на понятных примерах.

Необходимо провести синтез точечной практики применения экологических критериев в госзакупках на российской территории, выявив практические тенденции и оценив реальную эффективность. Удачные с социальной точки зрения и выверенные примеры следует прорекламировать, используя возможности всех доступных средств массовой информации (резервируя место для проведения PR-компаний).

На наш взгляд, целесообразно инициировать добровольный эксперимент в разных регионах России, предложив государственным закупщикам заложить в тендерные требования условия об экологической сертификации продукции, соответствия стандартам ИСО и российским эко-стандартам.

Для многих действующих респондентов экологическая нота в техническом задании нова и непонятна. Об этом говорит и многочисленная практика за рубежом. Поэтому, предваряя упомянутую инициативу, целесообразно организовать и провести блок практического обучения для ключевых закупщиков по регионам с распространением этого опыта на более мелкие администрации.

Для того чтобы учебный процесс был практически полезен, нужно подготовить и выпустить пакет конкретных методических рекомендаций, содержащих технологически обоснованные примеры использования экологических требований к продукции потенциальных поставщиков. Высшему менеджменту следует изучить и принять лучшее из европейского опыта, прежде чем приступать к формированию и использованию собственных эко-критериев. Подчеркнем еще раз, что работой над экологическими критериями под эгидой Европейской комиссии занимаются масштабные научные коллективы, специализированные институты.

Поскольку настоящий момент требует гармонизации (унификации) стандартов в связи с глобальным характером мировой торговли,  есть целесообразность развивать данное направление на базе конкретной структуры, где смежные научно-практические подразделения смогут предложить гармонизированные требования к продукции, учитывая специфику евроазиатского региона, сложившуюся экономическую структуру и отраслевые приоритеты.

По мнению авторов, с учетом экологической ситуации и деятельности по охране окружающей среды в странах БРИКС, их международного авторитета и опыта, который имеет  важное значение не только для устойчивого развития в них самих, но и для планеты в целом, необходима  организация  специализированного института в рамках БРИКС, основным назначением которого станет формирование, гармонизация и внедрение экологических критериев к продукции в рамках политического партнерства ключевых игроков сообщества. Создание специализированного института в рамках БРИКС позволит выработать унифицированные экологические критерии, приемлемые для большей части мирового сообщества, а самое главное привлекать к участию в госзакупках наших партнеров по БРИКС, и в тоже время и самим участвовать в международных тендерах.

Таким институтом может стать  Зеленый  институт БРИКС, который станет  объединенной научно-практической и информационной платформой стран-партнеров с целью ускорения движения к устойчивому развитию через реализацию следующих направлений деятельности:

1)         Разработка экологических критериев для продукции и производств.

Экологические критерии для осуществления закупок государственными органами позволят воздействовать на общую хозяйственную практику, производство / бизнес в плане выбора лучших товаров и услуг с опорой на оценку жизненного цикла.

Плюсы:

  • сокращение выбросов СО2;
  • минимизация воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение качества воды и продуктов питания;
  • забота о здоровье населения;
  • экономия энергии и ресурсов;
  • стимул для роста эффективности национальной (и глобальной) экономики.

2) Разработка законодательного пакета документов.

Плюсы:

  • обеспечение соответствия экологической политики и нормативной деятельности интеграционного союза на национальном и глобальном уровне;
  • разработка нормативно-правовой документации в соответствии с потребностями отраслей, регионов, конкретных производств;
  • координация зеленой политики с международным законодательством и практикой ООН и ее целевых подразделений;
  • гармонизация законодательных актов, положений, технических стандартов в рамках БРИКС.

3)         Координация зеленой политики в странах БРИКС.

Плюсы: 

  • Общая согласованная и перспективная стратегия для участников союза – стран BRICS;
  • Взаимодействие специализированных учреждений, международных структур и программ (UN Environment, 10YFP (One Planet) [6], Global Green Growth Institute [7], Eco-labelling Associations [8]);
  • Обеспечение организации и финансирования экологической деятельности через формирование приоритетов для дальнейшего движения к цикличной экономике.

 

 

 

 

4)         Экологическая сертификация.

Плюсы:

  • внедрение легальной системы контроля и стимулов для создания и функционирования экологически безопасных производств;
  • установление примера для публичного анонса зеленой политики и практики, внедрение соответствующих этических и социальных кодексов;
  • введение экологических стандартов в живую практику;
  • поддержка процесса эко-маркировки.

5)         Диалог государства и бизнеса.

Плюсы:

  • ускорить движение к цикличной экономике;
  • поддержать реальное взаимодействие в рамках C2B и B2С в целях национальной безопасности и сопутствующих общественных выгод;
  • обеспечить методологическую и консультативную поддержку в процессе осуществления хозяйственной деятельности бизнесу и через создание специализированного электронного портала/e-Portal и Зеленой электронной библиотеки.

6)         Экологическое образование.

Плюсы:

  • Обеспечение экологического образования / Green Economic knowledge для всех управленческих уровней (специализированное обучение и целевые курсы для административных работников, топ-менеджмента, государственных закупщиков, предпринимателей и т.д.);
  • Поддержка понимания целей Зеленой экономики, устойчивого развития (задач и инструментария);
  • Распространение принципов экологической этики;
  • Подготовка подрастающего поколения к цикличной экономике через обеспечение соответствующей базы знаний для здоровой и безопасной жизни.

7)         Выполнение научных исследований.

Плюсы:

  • Объединение интеллектуального потенциала стран в разработке и доводке высоких технологий;
  • Создание и развитие деятельности Зеленой лаборатории БРИКС;
  • Сотрудничество и партнерство с ведущими мировыми научно-техническими центрами в области экологических исследований;
  • Реализация возможностей национальных технологических парков и опытных производств;
  • Совместные исследования в национальных интересах.

8)         Проектная деятельность в экологической сфере.

Плюсы:

  • Анализ и выработка приоритетов проектного взаимодействия;
  • Доводка и сопровождение совместных стратегических экологических проектов;
  • Развитие и поддержка концепции ресурсного проектного взаимодействия;
  • Обоснование вариантов межнационального перекрестного государственно-частного партнерства;
  • Организация и проведение проектных конкурсов.

9)         Информационный сервис

Плюсы:

  • Распространение экологических знаний и информации (maximum of its diversity) – главная цель;
  • Вовлечение общества в зеленое производство, зеленое образование, обеспечение экологической активности / деятельности;
  • Использование наиболее важных информационных каналов для продвижения; целей устойчивого развития, включая TV / Internet work / Green Net для обеспечения доступа к «зеленой» информации, инструментарию, товарам и услугам;
  • Поддержка постоянной работы специализированных общественных центров, экологических сообществ, клубов, волонтеров и т.д.
  • Организация экологической рекламы.

В заключение отметим, что представленные предложения не являются исчерпывающими, но практически необходимы для обеспечения продуктивного движения к строительству цикличной экономики в содружестве с нашими стратегическими партнерами. Необходимо дать реальный импульс совместной работе и многочисленным достойным проектам.

Список литературы

1. Перечень поручений Президента по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» от 27 декабря 2016 года.URL: http://www.gosman.ru/?news=47998.

2. Белокрылов К.А. Устойчивые закупки в реализации идей зеленой экономики// Вестник экспертного совета. - 2017. - №4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivye-zakupki-v-realizatsii-idey-zelenoy-ekonomiki [дата обращения: 30.11.2018].

3. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (изм. с 01.10.2018) "О контрактной системе в сфере закупок". URL: https://www.gov-zakupki.ru/zakon/44-fz-id126.

4. Отраслевые критерии зеленых закупок. Background Report (-s): European Commission/Техническиеотчетыпоотраслям.URL: http://ec.europa.eu/environment/gpp/eu_gpp_criteria_en.htm.Brussels, 16.7.2008.

5. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Public procurement for a better environment {SEC(2008) 2124} {SEC(2008) 2125} {SEC(2008) 2126}. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52008DC0400.

6. One Planet Programme. URL: http://www.oneplanetnetwork.org/sustainable-public-procurement.

7. Global Green Growth Institute. URL: http://gggi.org/

8. The Global Ecolabelling Network -URL: https://globalecolabelling.net/about/gen-the-global-ecolabelling-network/, International Green Purchasing Network - http://www.igpn.org/,North American Green Purchasing Initiative -URL: http://www.cec.org/more/outline-north-american-green-purchasing-initiative.

Войти или Создать
* Забыли пароль?