Autonomous Non-Commercial Organization “International Alliance of BRICS Strategic Projects” (Department of Green Economy, Director)
Russian Federation
PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents the aspects of organizational and management support of public procurement activities with the determination of required framework functional and the incentives for implementing environmental criteria of the products. It talks about the actual needs to formulate a targeted long-term strategy and the announcement of clear rules for industrialists.
green public procurement, green public policy, environmental requirements for products, best environmental practices, environmental certification.
Организационно-управленческое сопровождение государственных закупок в части применения экологических требований к продукции состоит в концепции, сочетающей следующий связанный инструментарий:
- политическая поддержка;
- технологическая поддержка;
- административно-организационный функционал;
- финансирование методической и просветительской работы;
- информационная база.
Как мы не раз уже подчеркивали, важен последовательный политический посыл, демонстрирующий четко выраженную цель экологизации экономики страны. Это должно выражаться в следующих шагах:
- программное заявление о следовании целям устойчивого развития и поощрении развития практического инструментария «озеленения» экономики;
- политическая и организационная поддержка экономических институтов, способствующих прогрессивным технологическим изменениям;
- формирование комфортного правового пространства для производств, внедряющих наилучшие доступные технологии, работающих в соответствии с экологическими стандартами, производящих продукцию, дружественную к окружающей среде;
- всемерная информационная поддержка лучших экологических практик посредством государственных и частных средств массовой информации, некоммерческих партнерств, общественных объединений и т.д.;
- целевое финансирование организационно-технологической работы в направлении экологизации хозяйственной жизни с последующим ступенчатым государственно-общественным контролем полученных результатов (упор при этом рекомендуется сделать на роль общественности);
- организация обучения зеленым технологиям и лучшим практикам на основе продуманной системы непрерывного экологического образования с включением в процесс государственных и частных институтов, общественных объединений, некоммерческих организаций, клубов. Необходимо выстроить связанную информационно-образовательную схему взаимодействия с международными институтами: ООН, ее специализированными подразделениями, ассоциациями, информационными центрами, установить многоуровневые партнерские взаимоотношения и максимально включать открытые ресурсы в образовательный процесс.
Зеленые государственные закупки как сильнейший практический инструмент, позволяющий ускорить поворот к цикличной экономике, надо поставить по значимости на первое место в ранге экономических механизмов экологизации хозяйственной жизни. Эта работа особенно актуальна в связи с началом реализации на территории России «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Планируемый запуск к 2030 г. 70 эко-технопарков и задача повышения уровня переработки ТБО до 80% должна быть скоординирована с пакетом экологических критериев к продукции по направлениям / отраслям [1].
Правительству следует определиться с институциональным исполнителем государственного заказа на выполнение работ по отраслевым экологическим критериям, опираясь на европейский опыт. Предложение по разработке / организации унифицированных стандартов, критериев и требований в рамках БРИКС к отраслевой продукции с учетом политической траектории развития представляется наиболее рациональным, особенно потому, что в российско-азиатском регионе это поле остается свободным, тогда как в других регионах мира ассоциативная и практическая работа развивается быстрыми темпами [2].
Настоятельно повторяем нашу рекомендацию расширить работу по экологической сертификации продукции, но не полагать всю надежду на отдельные частные организации. Нужно сделать эту работу масштабной, одновременно вооружив топ-менеджмент соответствующими знаниями, включив в процесс правительственные органы, придавая при этом большое внимание качеству контроля сертификационного процесса.
Для препятствия коррупции и нарушения прав производителей / поставщиков продукции предлагается шире использовать имеющийся IT-инструментарий: блокчейн, защищенные системы электронного учета данных, подтверждения записей и т.д. В качестве очного функционального звена следует усилить роль и участие общественного контроля с учетом ротации участников и привлечения сторонних и зарубежных специалистов, занимающихся вопросами экологических критериев, являющимися сертифицированными членами специализированных организаций, особенно в случае объемных государственных контрактов.
Задача государства / звена высшего менеджмента состоит в том, чтобы сформировать долгосрочную стратегию и анонсировать понятные правила игры для производств. Поскольку работа в области модернизации промышленности длительна и затратна, чем раньше заявленные требования / экологические критерии будут озвучены, тем раньше начнется движение на местах. Правительство, создавая пакет рекомендаций для закупщиков и поставщиков, определяя требования к продукции, должно вооружить методическим и организационным инструментарием региональные и локальные закупочные комиссии, подготовив и обучив их, как правильно применять эко-критерии на практике, как проверять представленные данные, каким стандартам доверять, на что опираться и куда обращаться в случае возникновения спорных вопросов.
Организационная схема информационной поддержки малого бизнеса (на примере Москвы) в методическом плане могла бы служить хорошим отправным примером для проведения массового образования и тренингов по экологическим требованиям к закупаемой продукции (в плане практического распространения знаний).
Как нам представляется, системам самодекларирования (ИСО 14021) [3] следует дать больше места для подтверждения экологичности производства и продукции, так как это позволит уменьшить затраты на сертификацию для тех же малых предприятий, например, и начинающих производств, но при этом обеспечить технологический контроль. Следует максимально автоматизировать системы мониторинга, используя самые передовые технологические новшества, позволяющие тестировать производства в автономном режиме.
Также к этому вопросу следует присовокупить системы накопления и хранения больших данных, достижения блокчейна и механизмы защищенной передачи данных. Науке автоматизированной проверки также следует обучать, как персонал самих предприятий, так же и контролеров, управленцев и т.д.
Стимулы для зелёных закупок
В Европейском союзе, где применение эко-критериев к закупаемой на государственные деньги продукции является добровольной практикой, тем не менее, прививается и распространяется система «зеленого пиара». Проходят публичные мероприятия, где крупные государственные деятели (чиновники, министры) вручают призы и отмечают лучших производителей эко-товаров, реализующих свой продукт с престижным экологическим брендом.
Помимо советов, которые занимаются процессом формирования эко-критериев, в России следует также продумать систему подачи и работы с экологической информацией, проработав структурно соответствующую программу и ее финансовое обеспечение / обоснование. Следует сделать так, чтобы развивать «чистое производство» стало выгодно, престижно, прибыльно.
Поставщик, предлагающий к реализации сертифицированную должным образом продукцию, хочет видеть свои преференции в закупочном процессе, которые государственная закупочная комиссия должна объяснить и показать, предварительно ознакомив с методикой выбора поставщика, которую следует четко выверить.
Закупщик же, руководствуясь решениями высших политических органов, согласно пониманию общего тренда и уровню амбиций, может выставить один или несколько эко-требований к поставщикам, претендующим на право получить государственный заказ. Выгоды, в итоге, будут очевидны для трех сторон при должном соблюдении требований и условий тендера: для закупщика – это выполнение политического заказа, положительный пиар, дальновидный стратегический менеджмент; для поставщика – практическая реализация его усилий и затрат по организации производства или транзиту эко-продукции, для потребителя (бюджетных организаций и их работников) – безопасность пользователя и охрана здоровья. В масштабе страны – это ускорение процесса экологизации экономики. По мнению авторов, серьезную роль должна сыграть реализация российского национального проекта «Экология», и, в частности, федерального проекта «Государственная поддержка внедрения наилучших доступных технологий» [4].
Национальная или интегративная работа по зеленым закупкам должна найти визуальное отражение на специализированном сайте. Можно взять за ориентир структуру тематического портала Европейской комиссии [5] и включить туда наиболее важные разделы, такие, например, как:
- общие сведения о зеленых закупках (background, определение и текущий национальный статус, выгоды, понятие о цикличной экономике и связанных с ней действиях управляющих органов, общие сведения об оценке жизненного цикла товара, сведения об эко-маркировке и глоссарий в помощь);
- объединенные новости, включающий обзор работы по зеленым отраслевым критериям (свежие исследования, статьи, обзоры, публикации);
- сведения по грядущим и прошедшим научным событиям (по месяцам и с соответствующими информативными гиперссылками);
- тематические вебинары, доступ к соответствующим заявкам по участию и к их записям для просмотра и использования в процессе обучения;
- блок информации по событиям из жизни Высшего совета по эко-критериям (записи встреч, презентаций, выступлений, семинаров);
- непосредственно актуальные критерии к отраслевой продукции (методические подходы, рабочий план по критерию, необходимые условия его формирования / утверждения, текст утвержденного критерия непосредственно);
- правовой, очень важный блок, включающий ведущие документы и правовые акты, касающиеся экономической политики в области устойчивого развития и зеленых закупок, живые иллюстрационные примеры правоприменения, case-study и поисковую систему;
- политический блок, включающий соответствующую правовую базу, стратегические документы и международное взаимодействие;
- национальный план действий в области зеленых государственных закупок (включая планы по регионам России и областям, территориальные);
- обучающие практики (события, информация, заявочные формы);
- свод полезных тематических ссылок.
Лучшие экологические практики (best practices) по производству и закупкам следует выделить в самостоятельный блок (пример можно посмотреть здесь: [6]) и анонсировать в связке с зеленым эко-рейтингом компаний. Это великолепный стимул и пример для предпринимателей и регионов, идущих вслед за первопроходцами, а также статус для бизнеса, достигшего конкретных результатов в становлении экологичного производства.
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.01.2018 N 84-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/549eef11ae953dc6e4261b88ed6d14f776df3203/
2. Smetanina T.P., Vorotnikov A.M. Vnedrenie ekologicheskih kriteriev v gosudarstvennye zakupki. Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2018.Tom 4. № 11. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/24420/view
3. Gosudarstvennyy standart Rossiyskoy Federacii «Etiketki i deklaracii ekologicheskie: Samodeklariruemye ekologicheskie zayavleniya (ekologicheskaya markirovka po tipu II). URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14021-2000
4. Proekt Pasporta nacional'nogo proekta "Ekologiya". URL: https://ecology.bashkortostan.ru/documents/active/101584/
5. Zelenye gosudarstvennye zakupki: Portal Evropeyskoy Komissii. URL: http://ec.europa.eu/environment/gpp/index_en.htm
6. Luchshie praktiki zelenyh zakupok: Portal Evropeyskoy Komissii. URL: http://ec.europa.eu/environment/gpp/case_group_en.htm