РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В 1970-Е ГОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе исследования концепции ситуационного подхода к управлению рассмотрены направления развития прикладных направлений менеджмента в 1970-е годы. Описано содержание получивших развитие в этот период прикладных направлений менеджмента, включая: инновационный менеджмент, информационные технологии управления, логистику, менеджмент организации, производственный менеджмент, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент. С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, формируемых в рамках малых циклов экономической активности К. Жугляра, и обусловленных большими циклами экономической активности Н.Д. Кондратьева, продемонстрированы общие черты концепции ситуационного подхода к управлению, получившей развитие в 1970-е годы, концепции административного управления, доминировавшей в 1920-е годы, а также концепции комбинаторного подхода к управлению, формирующегося к 2020-м годам.

Ключевые слова:
развитие, концепции, менеджмент, 1970-е годы.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В условиях ожидаемой в 2020-е годы смены технологических укладов (V-го технологического уклада VI-ым), неизменно сопровождающихся глобальными экономическими кризисами (табл. 1) [60], представляет интерес рассмотрение исторического опыта реализации концепций менеджмента в аналогичных условиях, в частности, в 1970-е годы, в период смены IV-го технологического уклада V-ым.

 

 

Таблица 1

Содержание повышательных и понижательных волн Н.Д. Кондратьева, описывающих большие циклы экономической активности, адекватные технологическим укладам (ТУ)

 

№ ТУ

Годы

Понижательная волна

Повышательная волна

 

1770

Кризис – кризис инфляционной эмиссии бумажных денег в британских колониях в Северной Америке и во Франции 

 

I-ый ТУ

17901800 –е

 

Развитие текстильной промышленности и производства чугуна

 

1820-е

Кризис – экономический кризис перепроизводства как следствие промышленной революции в Англии. Массовые спекуляции с золотом и серебром истощили резервы Банка Англии, разразился фондовый кризис, приведший к панике в банковской системе Великобритании

 

II-ой ТУ

1840–1850-е

 

Строительство железных дорог, развитие морского транспорта

 

1870-е

Кризис – в экономике стран Европы (Австро-Венгрии, Франции и Германии, России) и США как следствие строительного бума, сопровождавшегося развитием банковcкой системы и появлением первых ипотечных бумаг –  кредитного бума на фоне американской экспансии дешевых товаров в результате использования технологических инноваций

 

III-ой ТУ

1890–1900-е

 

Развитие электротехники, массовое внедрение электричества, радио; развитие автомобильной, авиационной и химической отраслей

 

1920-е

Кризис – «Велиикая депрессия» (Great Depression) – рецессия мировой экономики

 

IV-ый ТУ

1940–1950-е

 

Прорыв в атомной энергетике, ракетостроении, кибернетике, системотехнике

 

1970-е

Кризис – мировой энергетический кризис

 

V-ый ТУ

1900–2000-е

 

Развитие электроники, искусственного интеллекта, генной инженерии

 

2020-е

Кризис – мировой энергетический кризис

 

VI-ой ТУ

2040–2050-е

 

Развитие интеллектуальной продукции, нано- и биотехнологий, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

 

Сложность современной рыночной обстановки неизменно приводит к поиску специалистами в области менеджмента все более эффективных подходов к управлению различными социально-экономическими системами – предприятиями, организациями и т.д.

Целью данного исследования является анализ базовых основ для формирования современных подходов к менеджменту предприятий, отраслей и комплексов.

Основное содержание исследований

Методологическую основу проведенных исследований составили положения по научному управлению социально-экономическими системами (менеджменту), получившей отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых Андреева В.И. [1], Акоффа Р.Л. [2], Ансоффа И. [3], Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [4], Балашова А.П. [5], Барнарда К. [6], Басовского Л.Е. [7], Вердиевой Ю.Н. [8], Веснина В.Р. [9], Виханского О.С., Наумова А.И. [10], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [11], Генкина Б.М., Коноваловой Г.А., Кочеткова В.И. [12], Глухова В.В. [13], Гончарова В.И. [14], Дафта Р. [15], Данько Т.П., Голубева М.П. [16], Дойля П. [17], Иванова И.Н. [18], Иванова Л.Б. [19], Казначевской Г.Б. [20], Клиланда Д., Кинга В. [21], Короткова Э.М. [22], Корговой М.А. [23], Кохно П.А. [24], Максимцова М.М., Игнатьевой А.В., Комарова М.А. [25], Минцберга Г. [26], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [27], Мэйо Э. [28], Портера М. [29], Прынина Б.В., Прыниной Л.В., Усман З.А., Эриашвили Н.Д. [30], Репиной Е.А. [31], Русинова Ф.М., Петросяна Д.С. [32], Смолкина А.М. [33], Тебекина А.В. [34-40], Тейлора Ф. [41], Уткина Э.А. [42], Файоля А. [43],  Фатхутдинова Р.А. [44] и др.

Данные исследования являются результатом логического продолжения авторских исследований процессов развития менеджмента в 1900-е [45,46] и 1910-е годы [47], 1920-е [48-50], 1930-е [51-54], 1940-е [55], 1950-е [56,57] и 1960-е годы [58] в рамках общих исследований эволюции современных концепций менеджмента [59].

При определении подходов к формированию концепций менеджмента в современных условиях будем исходить из выявленной закономерности, согласно которой признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [60].

Выведенная логическая цепочка, демонстрирующая процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяется при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева, представлена в табл. 2[1].

 

 

 

 

 

Таблица 2

Процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева

Фазы технологических циклов Н. Кондратьева

Кризис

Быстрый рост

Приближение к пику

Начало спада

Быстрый спад

 

 

 

1900-е годы

Концепция научного подхода к управлению [34, 45, 46]

1910-е годы. Развитие концепции  научного подхода к управлению [34, 47]

1920-е годы. Концепция административного подхода к управлению [34, 48-50]

1930-е годы. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений [34, 51–54]

1940-е годы. Концепция эмпирического (прагматического) подхода к управлению [34, 55]

1950-е годы. Концепция системного подхода к управлению [34, 56, 57]

1960-е годы. Концепция поведенческого подхода к управлению [34, 58]

1970-е годы. Концепция ситуационного подхода к управлению [34]

1980-е годы. Концепция культуры управления [34]

1990-е годы. Концепция инновационного подхода к управлению [34]

2000-е годы. Концепция подхода к управлению на основе управления по целям [34]

2010-е годы. Концепция подхода к управлению на основе информационных технологий [34]

2020-е годы. Концепция комбинаторного подхода к управлению

 

 

 

 

 

В соответствии с выявленной закономерностью фазе большого цикла экономической активности Н.Д. Кондратьева, сопровождающей концепцию развития менеджмента 2020-х годов (концепцию комбинаторного подхода к управлению), соответствует концепция развития менеджмента 1970-х годов, известная как концепция ситуационного подхода к управлению, а также концепция административного подхода к управлению 1920-х годов (табл. 2). Все эти концепции формируются и реализуются в десятилетия, соответствующие проявлению глобальных экономических кризисов.

Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е годы, предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного, то есть некоего «оптимального» способа управления фирмой [34].

Самым эффективным в такие периоды становится метод управления, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилучшим образом способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений во внешней среде в конкретных условиях [35].

Концептуальный выбор в пользу ситуационного подхода к управлению в 1970-е годы был обусловлен вхождением в этот период мировой экономики в глобальный кризис, обусловленный сменой IV-го технологического уклада V-ым.

Большое влияние на решение на развитие менеджмента в этот период сыграла теория мотивации «Z», разработанная американским профессором У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям «X» и «У» Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории – обоснование коллективистских принципов мотивации.

Согласно теории «Z», мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия солидарности преданности коллективу и общим целям [61].

Основные идеи теории «Z» заключаются в следующем:

– в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

– люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;

– должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

– предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

– на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;

– предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

– администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

– человек – основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний, однако такие работники есть практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе.

Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией «Z», эффективны в такой последовательности: материальное поощрение – моральное поощрение.

Развитие прикладных направлений менеджмента в 1970-е годы происходило, в первую очередь, под влиянием в концепции ситуационного подхода к управлению.

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1970-е годы приведены в табл. 3[2].

 

Таблица 3

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1970-е годы

Направление прикладного менеджмента

Характеристика развиваемых положений концепции ситуационного подхода к управлению

1

Менеджмент организации

Пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменно «оптимального» способа управления организацией. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации [34]

2

Производственный менеджмент

На развитие подходов к управлению производством в этот период большое влияние оказали методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, связанные с отечественными учеными Л.В. Барташевым, М.И. Ипатовым и др. [60]

3

Инновационный менеджмент

Получила распространение концепция модели «рыночной тяги» G2. Возросшая неопределённость и коммерческий риск радикальных нововведений привели к тому, что в инновационной деятельности возобладал мотив краткосрочности и быстрой окупаемости затрат на НИОКР, появился интерес к имитации новшеств, иногда сопровождаемой их незначительными конструктивными изменениями. На этом фоне более успешной стала вторая модель инновационного процесса, получившая название «вызов спроса» (market pull).

В соответствии с этой моделью предполагалось, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции на них сферы корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление научным исследованиям, затем повторялась цепочка событий линейного процесса. Таким образом, по своей сути модель G2 это та же линейно-последовательная модель G1, но с упором на важность рынка [62]

4

Логистика

Повышение экономичности логистической деятельности в период кризиса.

5

Стратегический менеджмент

В развитии стратегических подходов к управлению в этот период большую роль сыграла модель стратегии У. Скиннера «5Р», согласно которой успех деятельности предприятий определяется составляющими: Pecypсы – «Parts», персонал –«People», процессы – «Process», предприятия – «Plants», продукция – «Product»  [60]

6

Управление качеством

Развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), реализующей идеологию  «quality improvement» – постоянного улучшения качества [64]

7

Управление персоналом

В условиях преодоления кризиса большое влияние уделялось вопросам перераспределения и переподготовки персонала, содействие в поисках работы. Движение персонала внутри предприятия рассматривалось как обеспечение гарантии занятости в период экономического спада [34].

Использование теории мотивации «Z» У. Оучи, базирующейся на коллективистских принципах мотивации, исходя из ценностей «производственного клана»

8

Финансовый менеджмент

Развитие новых инструментов фондового рынка – опционов, фьючерсов и других производных финансовых активов, их активное использование при выборе и реализации инвестиционных проектов

9

Управление проектами

Дальнейшее развитие системного подхода к управлению проектами. В системах управления проектами все больше учитывались факторы внешнего окружения проектов, оказывающих влияние на реализацию проектов – экономических (рыночных), экологических, общественных и др. [65].

В этот период наращивались масштабы процессов внедрения и использования систем сетевого планирования и управления проектами. При этом широкое признание метода CPM привело к тому, что он получил законодательную поддержку, в первую очередь в США.

Развитие методов управления проектами в 1970-е годы происходило в условиях преодоления мирового экономического кризиса 1972–1974 гг., когда в рамках ситуационного подхода осуществляется систематизация наиболее экономичных вариантов реализации проектных решений.

Важными вехами этого периода управления проектами являлись [67]:

– разработка схем компетенций и взаимодействия руководителя проекта и команды проекта (1971 г.);

– разработка методов управления конфликтами между участниками проекта (1977 г.);

– совершенствование схемы формирования организационных структур управления проектами (1977–1979 гг.)

10

Информационные технологии управления

Развитие Д. Беллом [70], Э. Тоффлером [71], Й. Масудой [72], М. Поратом, Рубином М. [73], Т. Стоунье [74] и др.   теории  информационного общества и теории информационной экономики, в которой рассматриваются особенности формирования производственных систем, ведущей производительной силой которых является информация.

В 1977 г. М. Порат впервые классифицировал информационные отрасли экономики США на «первичный информационный сектор» и «вторичный информационный сектор» [60].

 

Основные результаты и выводы

Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1970-е годы осуществлялось в условиях преодоления мирового экономического кризиса, олицетворявшего смену IV-го технологического уклада V-м [66].

Среди прикладных направлений менеджмента в этот период наибольшее развитие получили такие направления, как: инновационный менеджмент, информационные технологии управления, логистику, менеджмент организации, производственный менеджмент, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент.

В результате прохождения точки минимума экономической активности усиливались тенденции реализации ситуационного подхода, направленного на обеспечение выживания компаний, действуя в складывающихся рыночных условиях по ситуации, в силу того, что привычные инструменты управления, характеризовавшиеся эффективностью в стабильных экономических условиях, при наступлении кризиса либо малоэффективны, либо вовсе не работают.

С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, можно утверждать, что черты концепции ситуационного подхода к управлению, получившей развитие в 1970-е годы в период мирового экономического кризиса, проявлявшиеся также в концепции административного подхода к управлению в 1920-е годы, проявятся также в концепции управления на основе комбинаторных технологий, формирующейся к 2020-ым годам [68] (рис. 1).

Таким образом, признаком, объединяющим концепции менеджмента 1920-х, 1970-х и 2020-х годов, является их направленность на приспособление предприятий к кризисным условиям, на поиск ресурсов, инструментов и механизмов преодоления кризиса с наименьшими потерями и наибольшими перспективами [69].

Этим признаком и будет определяться формирование базовой концепции менеджмента 2020-х годов.

 

[1] Составлена автором.

[2] Составлена автором.

Список литературы

1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. - 275 с.

2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпораций. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 328 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

4. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления. Пер. с англ. И. Ющенко. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.

5. Балашов А.П. Основы менеджмента. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

6. Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.

7. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.

8. Вердиева Ю.Н. Менеджмент. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.

9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.

11. Теория управления. Под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.

12. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 2002. - 240 с.

13. Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 600 с.

14. Гончарова В.И. Менеджмент. - Минск: Современная школа, 2010. - 635 с.

15. Дафт Ричард Л. Менеджмент. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. - 863 с.

16. Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.

17. Дойль П. Менеджмент. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.

18. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. - М.: Инфра-М, 2004. - 368 с.

19. Иванов Л.Б. Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли. - СПб.: ЛТА, 1996.

20. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.

21. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. - М.: Советское радио, 1974. - 280 с.

22. Коротков Э.М. Менеджмент. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.

23. Коргова М.А. Менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 378 c.

24. Кохно П.А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

25. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2006.

26. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру. Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2009. - 463 с.

27. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

28. Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. - New York: Macmillan, 1933.

29. Michael Eugene Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1998. - 592 p.

30. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б. В. Прынин, Л. В. Прынина, Н. Д. Эриашвили, З. А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прынина. - М.: ЮНИТИ, 1998.

31. Репина Е.А. Основы менеджмента. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.

32. Русинов Ф.М., Петросян Д.С., Шульга В.А. Основы теории современного менеджмента. - М.: Б.и., 1993. - 204 с.

33. Смолкин А.М. Менеджмент. Основы организации. - М.: ИНФРА-М, 1999.

34. Тебекин А.В. Теория менеджмента. - М.: Кнорус, 2016. - 696с.

35. Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.

36. Тебекин А.В. Теория управления. - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.

37. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: Кнорус, 2014.

38. Тебекин А.В. Менеджмент организации. - М., 2008.

39. Тебекин А.В., Филатов А.В. Основы менеджмента организации. - М.: ВНИИТИПИ 2005.

40. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. Монография. - Москва, 2016.

41. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911.

42. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 2007.

43. Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.

44. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - СПб: Питер; Издание 6-е, 2011. - 500 с.

45. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 1-8.

46. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 48-56.

47. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1910-е годы. Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3.

48. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента. Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2018. - № 2. - С. 169-177.

49. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Значение опыта развития менеджмента на основе концепции административного управления для современного этапа развития экономики. Журнал экономических исследований. - 2018. - Т. 4. - № 7. - С. 12-30.

50. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Сравнительная характеристика прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы и 2020-е годы и ее значение для развития современной экономики. // Транспортное дело России. №5, 2018.

51. Тебекин А.В. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы и его значение для современной экономики. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 7.- С. 58-67.

52. Тебекин А.В. Опыт школы поведенческих наук в свете современных проблем экономической и организационной психологии. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 548-553.

53. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента. Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 2. - С. 20-34.

54. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 5. - С. 1-8.

55. Тебекин А.В. История развития менеджмента как науки в 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления. // Журнал исследований по управлению. -2018. - Т. 4. - № 8. - С. 1-8.

56. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Школа количественного подхода к управлению и возможности использования ее положений для развития современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 8. - С. 52-61.

57. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента. // Стратегии бизнеса. - 2018. - №(8). - С. 12-16.

58. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Концепция поведенческого подхода как базовая основа для развития менеджмента в 1960-е годы и ее значение для развития современных методов управления. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 10.

59. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 423-429.

60. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

61. Тебекин А.В. Управление персоналом. Учебное пособие / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)

62. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).

63. Тебекин А.В. Логистика. - Москва, 2017.

64. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). - 223 с.

65. Тебекин А.В., Сурат И.Л. Современные тенденции развития проектного управления в экономических системах. // Транспортное дело России. - 2014. - № 6. - С. 36-40.

66. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Мировая энергетическая безопасность. кризис или стабильность? Инновации и инвестиции. - 2007. - № 2. - С. 3-11.

67. Тебекин А.В., Широкова Л.Н., Сурат И.Л. Управление инновационными проектами. Монография, Москва, 2014.

68. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. -2018. - № 1 (30). - С. 64-68.

69. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента. Инновации и инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 156-159.

70. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Прогресс, 1986. - С. 330-342.

71. Alvin Toffler. Future Shock, 1970. - 560 с.

72. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington. 1981.

73. Porat M., Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Washington. 1978.

74. Stonier T. The Wealth of Information. London. 1983.

Войти или Создать
* Забыли пароль?