DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CONCEPTS IN THE 1970S
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the study of the concept of situational approach to management, the directions of development of applied areas of management in the 1970s are considered. The content of the developed during this period applied areas of management, including: innovation management, information technology management, logistics, management of the organization, production management, strategic management, quality management, personnel management, project management, financial management. Taking into account the laws of development of management concepts, formed in the framework of small cycles Of economic activity of K. Zhuglyar, and due to the large cycles of economic activity of N. D. Kondratiev, demonstrated the General features of the concept of situational approach to management, which was developed in the 1970s, the concept of administrative management, which dominated in the 1920s, as well as the concept of a combinatorial approach to management, emerging by the 2020s.

Keywords:
development, concepts, management, 1970s.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

В условиях ожидаемой в 2020-е годы смены технологических укладов (V-го технологического уклада VI-ым), неизменно сопровождающихся глобальными экономическими кризисами (табл. 1) [60], представляет интерес рассмотрение исторического опыта реализации концепций менеджмента в аналогичных условиях, в частности, в 1970-е годы, в период смены IV-го технологического уклада V-ым.

 

 

Таблица 1

Содержание повышательных и понижательных волн Н.Д. Кондратьева, описывающих большие циклы экономической активности, адекватные технологическим укладам (ТУ)

 

№ ТУ

Годы

Понижательная волна

Повышательная волна

 

1770

Кризис – кризис инфляционной эмиссии бумажных денег в британских колониях в Северной Америке и во Франции 

 

I-ый ТУ

17901800 –е

 

Развитие текстильной промышленности и производства чугуна

 

1820-е

Кризис – экономический кризис перепроизводства как следствие промышленной революции в Англии. Массовые спекуляции с золотом и серебром истощили резервы Банка Англии, разразился фондовый кризис, приведший к панике в банковской системе Великобритании

 

II-ой ТУ

1840–1850-е

 

Строительство железных дорог, развитие морского транспорта

 

1870-е

Кризис – в экономике стран Европы (Австро-Венгрии, Франции и Германии, России) и США как следствие строительного бума, сопровождавшегося развитием банковcкой системы и появлением первых ипотечных бумаг –  кредитного бума на фоне американской экспансии дешевых товаров в результате использования технологических инноваций

 

III-ой ТУ

1890–1900-е

 

Развитие электротехники, массовое внедрение электричества, радио; развитие автомобильной, авиационной и химической отраслей

 

1920-е

Кризис – «Велиикая депрессия» (Great Depression) – рецессия мировой экономики

 

IV-ый ТУ

1940–1950-е

 

Прорыв в атомной энергетике, ракетостроении, кибернетике, системотехнике

 

1970-е

Кризис – мировой энергетический кризис

 

V-ый ТУ

1900–2000-е

 

Развитие электроники, искусственного интеллекта, генной инженерии

 

2020-е

Кризис – мировой энергетический кризис

 

VI-ой ТУ

2040–2050-е

 

Развитие интеллектуальной продукции, нано- и биотехнологий, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

 

Сложность современной рыночной обстановки неизменно приводит к поиску специалистами в области менеджмента все более эффективных подходов к управлению различными социально-экономическими системами – предприятиями, организациями и т.д.

Целью данного исследования является анализ базовых основ для формирования современных подходов к менеджменту предприятий, отраслей и комплексов.

Основное содержание исследований

Методологическую основу проведенных исследований составили положения по научному управлению социально-экономическими системами (менеджменту), получившей отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых Андреева В.И. [1], Акоффа Р.Л. [2], Ансоффа И. [3], Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [4], Балашова А.П. [5], Барнарда К. [6], Басовского Л.Е. [7], Вердиевой Ю.Н. [8], Веснина В.Р. [9], Виханского О.С., Наумова А.И. [10], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [11], Генкина Б.М., Коноваловой Г.А., Кочеткова В.И. [12], Глухова В.В. [13], Гончарова В.И. [14], Дафта Р. [15], Данько Т.П., Голубева М.П. [16], Дойля П. [17], Иванова И.Н. [18], Иванова Л.Б. [19], Казначевской Г.Б. [20], Клиланда Д., Кинга В. [21], Короткова Э.М. [22], Корговой М.А. [23], Кохно П.А. [24], Максимцова М.М., Игнатьевой А.В., Комарова М.А. [25], Минцберга Г. [26], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [27], Мэйо Э. [28], Портера М. [29], Прынина Б.В., Прыниной Л.В., Усман З.А., Эриашвили Н.Д. [30], Репиной Е.А. [31], Русинова Ф.М., Петросяна Д.С. [32], Смолкина А.М. [33], Тебекина А.В. [34-40], Тейлора Ф. [41], Уткина Э.А. [42], Файоля А. [43],  Фатхутдинова Р.А. [44] и др.

Данные исследования являются результатом логического продолжения авторских исследований процессов развития менеджмента в 1900-е [45,46] и 1910-е годы [47], 1920-е [48-50], 1930-е [51-54], 1940-е [55], 1950-е [56,57] и 1960-е годы [58] в рамках общих исследований эволюции современных концепций менеджмента [59].

При определении подходов к формированию концепций менеджмента в современных условиях будем исходить из выявленной закономерности, согласно которой признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [60].

Выведенная логическая цепочка, демонстрирующая процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяется при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева, представлена в табл. 2[1].

 

 

 

 

 

Таблица 2

Процесс эволюции концепций менеджмента в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева

Фазы технологических циклов Н. Кондратьева

Кризис

Быстрый рост

Приближение к пику

Начало спада

Быстрый спад

 

 

 

1900-е годы

Концепция научного подхода к управлению [34, 45, 46]

1910-е годы. Развитие концепции  научного подхода к управлению [34, 47]

1920-е годы. Концепция административного подхода к управлению [34, 48-50]

1930-е годы. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений [34, 51–54]

1940-е годы. Концепция эмпирического (прагматического) подхода к управлению [34, 55]

1950-е годы. Концепция системного подхода к управлению [34, 56, 57]

1960-е годы. Концепция поведенческого подхода к управлению [34, 58]

1970-е годы. Концепция ситуационного подхода к управлению [34]

1980-е годы. Концепция культуры управления [34]

1990-е годы. Концепция инновационного подхода к управлению [34]

2000-е годы. Концепция подхода к управлению на основе управления по целям [34]

2010-е годы. Концепция подхода к управлению на основе информационных технологий [34]

2020-е годы. Концепция комбинаторного подхода к управлению

 

 

 

 

 

В соответствии с выявленной закономерностью фазе большого цикла экономической активности Н.Д. Кондратьева, сопровождающей концепцию развития менеджмента 2020-х годов (концепцию комбинаторного подхода к управлению), соответствует концепция развития менеджмента 1970-х годов, известная как концепция ситуационного подхода к управлению, а также концепция административного подхода к управлению 1920-х годов (табл. 2). Все эти концепции формируются и реализуются в десятилетия, соответствующие проявлению глобальных экономических кризисов.

Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е годы, предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного, то есть некоего «оптимального» способа управления фирмой [34].

Самым эффективным в такие периоды становится метод управления, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилучшим образом способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений во внешней среде в конкретных условиях [35].

Концептуальный выбор в пользу ситуационного подхода к управлению в 1970-е годы был обусловлен вхождением в этот период мировой экономики в глобальный кризис, обусловленный сменой IV-го технологического уклада V-ым.

Большое влияние на решение на развитие менеджмента в этот период сыграла теория мотивации «Z», разработанная американским профессором У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям «X» и «У» Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории – обоснование коллективистских принципов мотивации.

Согласно теории «Z», мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия солидарности преданности коллективу и общим целям [61].

Основные идеи теории «Z» заключаются в следующем:

– в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

– люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;

– должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

– предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

– на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;

– предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

– администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

– человек – основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний, однако такие работники есть практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе.

Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией «Z», эффективны в такой последовательности: материальное поощрение – моральное поощрение.

Развитие прикладных направлений менеджмента в 1970-е годы происходило, в первую очередь, под влиянием в концепции ситуационного подхода к управлению.

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1970-е годы приведены в табл. 3[2].

 

Таблица 3

Результаты систематизации процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1970-е годы

Направление прикладного менеджмента

Характеристика развиваемых положений концепции ситуационного подхода к управлению

1

Менеджмент организации

Пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменно «оптимального» способа управления организацией. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации [34]

2

Производственный менеджмент

На развитие подходов к управлению производством в этот период большое влияние оказали методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, связанные с отечественными учеными Л.В. Барташевым, М.И. Ипатовым и др. [60]

3

Инновационный менеджмент

Получила распространение концепция модели «рыночной тяги» G2. Возросшая неопределённость и коммерческий риск радикальных нововведений привели к тому, что в инновационной деятельности возобладал мотив краткосрочности и быстрой окупаемости затрат на НИОКР, появился интерес к имитации новшеств, иногда сопровождаемой их незначительными конструктивными изменениями. На этом фоне более успешной стала вторая модель инновационного процесса, получившая название «вызов спроса» (market pull).

В соответствии с этой моделью предполагалось, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции на них сферы корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление научным исследованиям, затем повторялась цепочка событий линейного процесса. Таким образом, по своей сути модель G2 это та же линейно-последовательная модель G1, но с упором на важность рынка [62]

4

Логистика

Повышение экономичности логистической деятельности в период кризиса.

5

Стратегический менеджмент

В развитии стратегических подходов к управлению в этот период большую роль сыграла модель стратегии У. Скиннера «5Р», согласно которой успех деятельности предприятий определяется составляющими: Pecypсы – «Parts», персонал –«People», процессы – «Process», предприятия – «Plants», продукция – «Product»  [60]

6

Управление качеством

Развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), реализующей идеологию  «quality improvement» – постоянного улучшения качества [64]

7

Управление персоналом

В условиях преодоления кризиса большое влияние уделялось вопросам перераспределения и переподготовки персонала, содействие в поисках работы. Движение персонала внутри предприятия рассматривалось как обеспечение гарантии занятости в период экономического спада [34].

Использование теории мотивации «Z» У. Оучи, базирующейся на коллективистских принципах мотивации, исходя из ценностей «производственного клана»

8

Финансовый менеджмент

Развитие новых инструментов фондового рынка – опционов, фьючерсов и других производных финансовых активов, их активное использование при выборе и реализации инвестиционных проектов

9

Управление проектами

Дальнейшее развитие системного подхода к управлению проектами. В системах управления проектами все больше учитывались факторы внешнего окружения проектов, оказывающих влияние на реализацию проектов – экономических (рыночных), экологических, общественных и др. [65].

В этот период наращивались масштабы процессов внедрения и использования систем сетевого планирования и управления проектами. При этом широкое признание метода CPM привело к тому, что он получил законодательную поддержку, в первую очередь в США.

Развитие методов управления проектами в 1970-е годы происходило в условиях преодоления мирового экономического кризиса 1972–1974 гг., когда в рамках ситуационного подхода осуществляется систематизация наиболее экономичных вариантов реализации проектных решений.

Важными вехами этого периода управления проектами являлись [67]:

– разработка схем компетенций и взаимодействия руководителя проекта и команды проекта (1971 г.);

– разработка методов управления конфликтами между участниками проекта (1977 г.);

– совершенствование схемы формирования организационных структур управления проектами (1977–1979 гг.)

10

Информационные технологии управления

Развитие Д. Беллом [70], Э. Тоффлером [71], Й. Масудой [72], М. Поратом, Рубином М. [73], Т. Стоунье [74] и др.   теории  информационного общества и теории информационной экономики, в которой рассматриваются особенности формирования производственных систем, ведущей производительной силой которых является информация.

В 1977 г. М. Порат впервые классифицировал информационные отрасли экономики США на «первичный информационный сектор» и «вторичный информационный сектор» [60].

 

Основные результаты и выводы

Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1970-е годы осуществлялось в условиях преодоления мирового экономического кризиса, олицетворявшего смену IV-го технологического уклада V-м [66].

Среди прикладных направлений менеджмента в этот период наибольшее развитие получили такие направления, как: инновационный менеджмент, информационные технологии управления, логистику, менеджмент организации, производственный менеджмент, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент.

В результате прохождения точки минимума экономической активности усиливались тенденции реализации ситуационного подхода, направленного на обеспечение выживания компаний, действуя в складывающихся рыночных условиях по ситуации, в силу того, что привычные инструменты управления, характеризовавшиеся эффективностью в стабильных экономических условиях, при наступлении кризиса либо малоэффективны, либо вовсе не работают.

С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, можно утверждать, что черты концепции ситуационного подхода к управлению, получившей развитие в 1970-е годы в период мирового экономического кризиса, проявлявшиеся также в концепции административного подхода к управлению в 1920-е годы, проявятся также в концепции управления на основе комбинаторных технологий, формирующейся к 2020-ым годам [68] (рис. 1).

Таким образом, признаком, объединяющим концепции менеджмента 1920-х, 1970-х и 2020-х годов, является их направленность на приспособление предприятий к кризисным условиям, на поиск ресурсов, инструментов и механизмов преодоления кризиса с наименьшими потерями и наибольшими перспективами [69].

Этим признаком и будет определяться формирование базовой концепции менеджмента 2020-х годов.

 

[1] Составлена автором.

[2] Составлена автором.

References

1. Andreev V.I. Samorazvitie menedzhera / V.I. Andreev. - M.: Delo, 2014. - 275 s.

2. Akoff R.L. Planirovanie buduschego korporaciy. Per. s angl. - M.: Progress, 1985. - 328 s.

3. Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya. Per. s angl. - SPb.: Piter Kom, 1999. - 416 s.

4. Bleyk R.R., Muton D.S. Nauchnye metody upravleniya. Per. s angl. I. Yuschenko. - Kiev: Vysheyshaya shkola, 2013. - 274 s.

5. Balashov A.P. Osnovy menedzhmenta. - M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. - 288 c.

6. Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.

7. Basovskiy L.E. Menedzhment. - M.: INFRA-M, 2008. - 214 s.

8. Verdieva Yu.N. Menedzhment. - Vladivostok: DVFU, 2012. - 311 s.

9. Vesnin V.R. Osnovy menedzhmenta. - M.: Prospekt, 2013. - 320 s.

10. Vihanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment. - M.: Ekonomist', 2008. - 669 s.

11. Teoriya upravleniya. Pod obschey redakciey: A.L. Gaponenko, A.P. Pankruhina. - M.: Izdatel'stvo RAGS, 2010. - 557 s.

12. Osnovy upravleniya personalom B.M. Genkin, G.A. Konovalova, V.I. Kochetkov i dr. - M.: Vyssh. shkola, 2002. - 240 s.

13. Gluhov V.V. Menedzhment: dlya ekonomicheskih special'nostey. - Sankt-Peterburg: Piter Press, 2009. - 600 s.

14. Goncharova V.I. Menedzhment. - Minsk: Sovremennaya shkola, 2010. - 635 s.

15. Daft Richard L. Menedzhment. Per. s angl. - SPb.: Piter, 2012. - 863 s.

16. Dan'ko T.P., Golubev M.P. Menedzhment i marketing, orientirovannyy na stoimost'. - M.: INFRA-M, 2014. - 416 c.

17. Doyl' P. Menedzhment. Per. s angl. - SPb.: Piter, 2003. - 560 s.

18. Ivanov I.N. Menedzhment korporacii. - M.: Infra-M, 2004. - 368 s.

19. Ivanov L.B. Osnovy menedzhmenta: evolyuciya upravlencheskoy mysli. - SPb.: LTA, 1996.

20. Kaznachevskaya G.B. Menedzhment. - Rostov-n-Donu: Feniks, 2012. - 452 s.

21. Kliland D., King V. Sistemnyy analiz i celevoe upravlenie. Per. s angl. - M.: Sovetskoe radio, 1974. - 280 s.

22. Korotkov E.M. Menedzhment. - Moskva: Yurayt, 2012. - 640 s.

23. Korgova M.A. Menedzhment. - Rostov n/D: Feniks, 2008. - 378 c.

24. Kohno P.A. Menedzhment. - M.: Finansy i statistika, 2001.

25. Maksimcov M.M., Ignat'eva A.V., Komarov M.A. Menedzhment. - M.: YuNITI, 2006.

26. Mincberg G. Menedzhment: priroda i struktura organizaciy glazami guru. Per. s angl. - M.: EKSMO, 2009. - 463 s.

27. Meskon M.H. Osnovy menedzhmenta / M.H. Meskon, M. Al'bert, F. Hedouri. Per. s angl. - M.: Vil'yams, 2012. - 672 c.

28. Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. - New York: Macmillan, 1933.

29. Michael Eugene Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: The Free Press, 1998. - 592 p.

30. Obschiy kurs menedzhmenta v tablicah i grafikah: Uchebnik dlya vuzov / B. V. Prynin, L. V. Prynina, N. D. Eriashvili, Z. A. Usman; Pod red. prof. B.V. Prynina. - M.: YuNITI, 1998.

31. Repina E.A. Osnovy menedzhmenta. - M.: Akademcentr, 2013. - 240 c.

32. Rusinov F.M., Petrosyan D.S., Shul'ga V.A. Osnovy teorii sovremennogo menedzhmenta. - M.: B.i., 1993. - 204 s.

33. Smolkin A.M. Menedzhment. Osnovy organizacii. - M.: INFRA-M, 1999.

34. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta. - M.: Knorus, 2016. - 696s.

35. Tebekin A.V. Menedzhment. - M.: Infra-M, 2015. - 384 s.

36. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. - M.: Knorus, 2017. - 342 s.

37. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. - M.: Knorus, 2014.

38. Tebekin A.V. Menedzhment organizacii. - M., 2008.

39. Tebekin A.V., Filatov A.V. Osnovy menedzhmenta organizacii. - M.: VNIITIPI 2005.

40. Tebekin A.V., Mantusov V.B. Upravlenie organizaciey: teoretiko-metodologicheskie osnovy, funkcional'nye zadachi, tehnologii, prikladnye aspekty primeneniya. Monografiya. - Moskva, 2016.

41. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Row, 1911.

42. Utkin E.A. Istoriya menedzhmenta - M.: Associaciya avtorov i izdateley «Tandesh»: Izdatel'stvo EKMOS, 2007.

43. Fayol H. Industrial and General Administration. - Geneva: International Manag. Inst., 1930.

44. Fathutdinov R.A. Proizvodstvennyy menedzhment. - SPb: Piter; Izdanie 6-e, 2011. - 500 s.

45. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1900-e gody. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2017. - T. 2. - № 4. - S. 1-8.

46. Tebekin A.V. Rol' shkoly nauchnogo menedzhmenta v razvitii sovremennogo menedzhmenta. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 1. - S. 48-56.

47. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1910-e gody. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 3.

48. Tebekin A.V. Rol' shkoly administrativnogo (klassicheskogo) upravleniya v razvitii sovremennogo menedzhmenta. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. - 2018. - № 2. - S. 169-177.

49. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Znachenie opyta razvitiya menedzhmenta na osnove koncepcii administrativnogo upravleniya dlya sovremennogo etapa razvitiya ekonomiki. Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 4. - № 7. - S. 12-30.

50. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Sravnitel'naya harakteristika prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1920-e gody i 2020-e gody i ee znachenie dlya razvitiya sovremennoy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. №5, 2018.

51. Tebekin A.V. Razvitie prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1930-e gody i ego znachenie dlya sovremennoy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 7.- S. 58-67.

52. Tebekin A.V. Opyt shkoly povedencheskih nauk v svete sovremennyh problem ekonomicheskoy i organizacionnoy psihologii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2018. - S. 548-553.

53. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Rol' shkoly povedencheskih nauk v razvitii sovremennogo menedzhmenta. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 2. - S. 20-34.

54. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Vliyanie nauchnoy shkoly chelovecheskih otnosheniy na razvitie sovremennogo menedzhmenta. Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 5. - S. 1-8.

55. Tebekin A.V. Istoriya razvitiya menedzhmenta kak nauki v 1940-e gody i ee znachenie dlya resheniya sovremennyh problem upravleniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. -2018. - T. 4. - № 8. - S. 1-8.

56. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Shkola kolichestvennogo podhoda k upravleniyu i vozmozhnosti ispol'zovaniya ee polozheniy dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 8. - S. 52-61.

57. Koncepciya sistemnogo podhoda k upravleniyu kak bazovaya osnova dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta. // Strategii biznesa. - 2018. - №(8). - S. 12-16.

58. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Koncepciya povedencheskogo podhoda kak bazovaya osnova dlya razvitiya menedzhmenta v 1960-e gody i ee znachenie dlya razvitiya sovremennyh metodov upravleniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 10.

59. Tebekin A.V. Evolyuciya koncepciy menedzhmenta organizacii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2018. - S. 423-429.

60. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).

61. Tebekin A.V. Upravlenie personalom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2017. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.)

62. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

63. Tebekin A.V. Logistika. - Moskva, 2017.

64. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.). - 223 s.

65. Tebekin A.V., Surat I.L. Sovremennye tendencii razvitiya proektnogo upravleniya v ekonomicheskih sistemah. // Transportnoe delo Rossii. - 2014. - № 6. - S. 36-40.

66. Tebekin A.V., Konotopov M.V. Mirovaya energeticheskaya bezopasnost'. krizis ili stabil'nost'? Innovacii i investicii. - 2007. - № 2. - S. 3-11.

67. Tebekin A.V., Shirokova L.N., Surat I.L. Upravlenie innovacionnymi proektami. Monografiya, Moskva, 2014.

68. Tebekin A.V. Formirovanie koncepcii upravleniya (menedzhmenta) 2020-h godov. Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. -2018. - № 1 (30). - S. 64-68.

69. Tebekin A.V. Zakonomernosti i sovremennye tendencii razvitiya mirovogo hozyaystva: prognozy ekonomicheskoy aktivnosti i perspektivy menedzhmenta. Innovacii i investicii. - 2012. - № 3. - S. 156-159.

70. Bell D. Social'nye ramki informacionnogo obschestva // Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. - Moskva: Progress, 1986. - S. 330-342.

71. Alvin Toffler. Future Shock, 1970. - 560 s.

72. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington. 1981.

73. Porat M., Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Washington. 1978.

74. Stonier T. The Wealth of Information. London. 1983.

Login or Create
* Forgot password?