СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются содержание и принципы педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе туристско-краеведческого путешествия. Проанализирована специфика проектирования индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы. Рассматривается вклад учебно-исследовательской деятельности туристско-краеведческой направленности в достижение младшим школьником необходимых учебных результатов на предметном, метапредметном и личностном уровнях.

Ключевые слова:
младший школьник; проектирование индивидуального образовательного маршрута; учебно-исследовательская деятельность; туристско-краеведческое путешествие; педагогическое сопровождение; учебные достижения; принципы сотрудничества.
Текст

ВФедеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что младший школьник должен уметь организовать свою деятельность: планировать ее, осуществлять контроль и оценку, принимать и сохранять цели, следовать им, а также взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [8].

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ШКОЛЬНИКА


Проектом собственного образования школьника, с нашей точки зрения, может стать его индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Структуру и содержание ИОМ в процессе туристско-краеведческой деятельности
подробно раскрывают в своих работах И.В. Воронкова, В.А. Горский, С.В. Маркова, Г.А. Новосёлова, М.Г. Остренко, Д.В. Смирнов, Н.В. Тымко и другие исследователи. Они отмечают, что индивидуализация обучения явля-
ется одним из основных вариантов личностно ориентированного образования школьников. Исследователи не едины в подходах к содержанию индивидуального образовательного маршрута. Так, например:
•• С.В. Маркова определяет его как способ реализации идей индивидуализации обучения, воспитания и развития, представляющий собой целенаправленную программу самодеятельности школьника [4]; 

•• М.Г. Остренко рассматривает ИОМ как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне посредством осуществления различных видов деятельности, выбор которых обусловлен учетом индивидуальных особенностей обучающихся [6];
•• Г.А. Новосёловой ИОМ видится как «Путь к успеху» в современной структуре санаторной школы с учетом диагностики здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей («Эколого-оздоровительная тропа», «Юный исследователь» и др.) [5].
В нашем исследовании индивидуальный образовательный маршрут рассматривается в контексте редко используемой формы организации образовательного процесса – учебно-исследовательской деятельности младших
школьников в условиях туристско-краеведческого путешествия (экспедиции).

Список литературы

1. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании // Материалы всероссийской конференции «Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании» (октябрь 1995 г.); под ред. О.С. Газмана. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - 72 с.

2. Взаимодействие основного и дополнительного образования детей (из опыта работы гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга): сб. статей / под ред. Д.В. Смирнова. - СПб.: Радуга-ПРЕСС, 2013. - 235 с.

3. Горский В.А., Русских Г.А., Смирнов Д.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. - М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2010. - 151 с.

4. Маркова С.В. Индивидуальная образовательная программа как технология развития детской одарённости в общеобразовательной школе / Актуальные проблемы современной науки и практики: сб. статей и материалов семинара молодых учёных и аспирантов. - М.: Московский гуманитарный университет, 2004. - С. 39-44.

5. Новосёлова Г.А. Здоровьесберегающее образовательное пространство санаторной школы как фактор содействия успешности младшего школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. - 24 с.

6. Остренко М.Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Псков: Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 2004. - 18 с.

7. Тымко Н.В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2009. - 26 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 28.11.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?