ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭВРИСТИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются особенности обучения младших школьников эвристическим приемам решения творческих задач с применением элементов ТРИЗ-технологии, осуществляемого в процессе внеурочной деятельности. Рассматривается программный подход к организации кружковой работы общеинтеллектуального направления, ориентированной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочное время. В качестве метода исследования авторами использовался опытно-экспериментальный, включающий диагностику творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста.

Ключевые слова:
младшие школьники; эвристика; ТРИЗ-технология; творческая активность; творческое воображение; внеурочная деятельность; кружковая работа общеинтеллектуального направления.
Текст

ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Так сложилось, что традиционная система образования ориентирована прежде всего на репродуктивное мышление, вместе с тем актуальной задачей современной педагогики является развитие у обучающихся творческого мышления. Одно из существенных его свойств – уникальность, отражающая степень нестандартности, неожиданности предлагаемого решения [2]. Стоит отметить, что подготовка учащихся к интеллектуальному творческому труду наиболее эффективна именно в младшем школьном возрасте. У детей этой возрастной группы при соответствующих условиях:
•• активно развивается творческое воображение; •• формируются умения наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы критически оценивать деятельность;
•• воспитывается любознательность, самостоятельность, инициативность;
•• начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, потребности, лежащие в основе творчества.
Обеспечить личностное развитие младшего школьника только за счет освоения предметных программ достаточно трудно. Целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся уместно организовывать также в процессе внеурочной деятельности, что подтверждается в концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [6]. Таким образом, для создания соответствующего образовательного пространства необходима интеграция учебной и внеурочной деятельности.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ

Технология ТРИЗ была создана в конце 40-х гг. прошлого века бакинским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Его последователями и разработчиками ТРИЗ-педагогики стали А.А. Гин, С.И. Гин и др. Именно они начали адаптировать и применять ТРИЗ для поиска новых идей развития творческих способностей у детей школьного возраста и формирования творческой личности.

Список литературы

1. Гин А.А. ТРИЗ в педагогике: практические результаты [Электронный ресурс]. - URL: https:// trizway.com/art/form/341.html (дата обращения: 17.09.2018).

2. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить. - М.: ВИТА-Пресс, 2016. - 19 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://trizway.com/art/form/trizpedagogika.html (дата обращения: 17.09.2018).

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

4. Кухтерина Г.В., Соловьёва Е.А., Федина Л.В. Развитие творческих способностей дошкольников в экспериментальной деятельности // Казанская наука. - 2016. - № 1. - С. 92-94.

5. Педагогика + ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып. 5 / под. ред. А.А. Гина. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 64 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 27.11.2018).

7. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?