TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO HEURISTIC METHODS FOR SOLVING CREATIVE PROBLEMS IN THE COURSE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the features of teaching younger schoolchildren to heuristic methods for solving creative problems using elements of the “Theory of Inventive Problem Solving” technology implemented in the process of extracurricular activities. The program approach to the organization of circle work of the general intellectual direction, focused on the development of creative abilities of children of primary school age in extracurricular time is considered. As a research method, the authors used an experimental experiment, including the diagnosis of the creative potential of pupils of primary school age.

Keywords:
younger schoolchildren; heuristic; “Theory of Inventive Problem Solving” technology; creative activity; creative imagination; extracurricular activities; circle work of the general intellectual direction.
Text

ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Так сложилось, что традиционная система образования ориентирована прежде всего на репродуктивное мышление, вместе с тем актуальной задачей современной педагогики является развитие у обучающихся творческого мышления. Одно из существенных его свойств – уникальность, отражающая степень нестандартности, неожиданности предлагаемого решения [2]. Стоит отметить, что подготовка учащихся к интеллектуальному творческому труду наиболее эффективна именно в младшем школьном возрасте. У детей этой возрастной группы при соответствующих условиях:
•• активно развивается творческое воображение; •• формируются умения наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы критически оценивать деятельность;
•• воспитывается любознательность, самостоятельность, инициативность;
•• начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, потребности, лежащие в основе творчества.
Обеспечить личностное развитие младшего школьника только за счет освоения предметных программ достаточно трудно. Целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся уместно организовывать также в процессе внеурочной деятельности, что подтверждается в концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [6]. Таким образом, для создания соответствующего образовательного пространства необходима интеграция учебной и внеурочной деятельности.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ

Технология ТРИЗ была создана в конце 40-х гг. прошлого века бакинским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Его последователями и разработчиками ТРИЗ-педагогики стали А.А. Гин, С.И. Гин и др. Именно они начали адаптировать и применять ТРИЗ для поиска новых идей развития творческих способностей у детей школьного возраста и формирования творческой личности.

References

1. Gin A.A. TRIZ v pedagogike: prakticheskie rezul’taty [TRIZ in pedagogy: practical results]. Available at: https://trizway.com/art/form/341.html (accessed 17 September 2018).

2. Gin A.A. TRIZ-pedagogika: uchim kreativno myslit’ [TRIZ-pedagogy: we learn to think creatively]. Moscow: VITA-Press Publ., 2016. 19 p. Available at: https://trizway.com/art/form/trizpedagogika.html (accessed 17 September 2018).

3. Grigor’ev D.V. Vneurochnaya deyatel’nost’ shkol’nikov. Metodicheskiy konstruktor [Overtime activities schoolchildren. Methodical designer]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2010. 223 p.

4. Kukhterina G.V., Solov’eva E.A., Fedina L.V. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey doshkol’nikov v eksperimental’noy deyatel’nosti [The development of creative abilities of preschool children in experimental activity]. Kazanskaya nauka [Kazan science]. 2016, I. 1, pp. 92-94.

5. Pedagogika + TRIZ [Pedagogy + TRIZ]. Moscow: Vita-Press Publ., 2000, I. 5, 64 p.

6. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 373]. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (accessed 27 November 2018).

7. Khutorskoy A.V. Evristicheskoe obuchenie: teoriya, metodologiya, praktika [Heuristic learning: theory, methodology, practice]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya Publ., 1998. 266 p.

Login or Create
* Forgot password?