РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются изменения, происходящие в организации образовательного процесса в школе при использовании технологии развития критического мышления педагогами при обучении.

Ключевые слова:
технология развития критического мышления, мониторинг, образовательный процесс.
Текст

Проблема. В настоящее время использование современных образовательных технологий в учебном процессе за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При этом целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой обучения [7]. В связи с этим целью нашей работы является теоретическое обоснование и практическая реализация моделей использования современных педагогических технологий в рамках образовательного процесса для повышения качества образования обучающихся [8]. Методы исследования. В течение 2 лет проводилась апробация технологии развития критического мышления педагогами школы в образовательном процессе. Для оценки изменений образовательного процесса проводился мониторинг по трем основным направлениям:
1) анкетирование участников образовательного процесса;
2) анализ используемых педагогами приемов, методов, технологий и способов обучения (по классификации Г.К. Селевко);
3) мониторинг качества образования и интеллектуального развития обучающихся.
Рассмотрим более подробно результаты мониторинга [1; 2].
Анкетирование обучающихся позволило:
• определить учебные предметы, которые вызывают наибольший интерес у обучающихся;
• определить отношение учащихся к педагогам, к организации образовательного процесса;
• выявить учебные предметы на которых «заставляют думать», «легко даются», «узнаю много нового» и т.д.
Данные анкетирования обобщались по каждому ученику, каждому классу и каждому предмету. Результаты исследования. Результаты мониторинга используемых педагогами приемов, методов, технологий и способов обучения представлены на рис. 1–3). Анализ результатов показал:
1) среди форм организации учебной деятельности обучающихся на уроке лидируют фронтальная и ндивидуальная. Однако в 2018 г. все педагоги школы стали использовать все формы деятельности обучающихся при организации учебного процесса;
2) объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения чаще других используются на уроках педагогами. В 2018 г. значительно расширяется вариация методов, используемых на уроках, и увеличивается доля педагогов, использующих технологию развития критического мышления в образовательном процессе; 3) среди приемов технологии развития критического мышления чаще других используется прием чтения с остановками, кластеры, загадка, двухчастный дневник и дерево предсказаний. На основании вышеперечисленных результатов можно сделать вывод о преобладании в 2017 г. в образовательном процессе школы традиционных методов и приемов обучения и увеличение доли педагогов, использующих приемы технологии развития критического мышления в 2018 г. Мониторинг качества образования и интеллектуального развития обучающихся предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся и расчет среднего балла обучения для каждого ученика, класса и каждого предмета. При этом проводится анализ и диагностика качества обучения для каждого учащегося при помощи тестирования и отслеживания динамики успеваемости (табл. 1, рис. 4).

Список литературы

1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента [Текст] / Л.Н. Алексеева // Учитель. - 2004. - № 3.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1984.

3. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством общего образования [Текст] / Н.В. Войниленко // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4.

4. Загашев И.О. Критическое мышление. Технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Дельта, 2003.

5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2010.

6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И.В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2008.

7. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе [Текст] / З.И. Сангаджиева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1. - С. 123-127.

8. Psychological and pedagogical technologies of actualizing practical orientation of educational environment in a university / Р.М. Абдулаева, В.П. Бикбулатова, Р.С. Рабаданова, Г.Н. Юлина, М.Ш. Гереева // E-SdPTCONICIT - Espacios (ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 2 education (09), 419554 Vol. 38 (№ 40) Аno 2017. Pag. 1. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384001.html (дата обращения: 23.09.2018).

9. Professionalization of an individual involved in the educational process in a higher education institution / В.П. Бикбулатова, И.К. Орлова, Р.С. Рабаданова, С.Е. Шишов, Г.Н. Юлина // (e-ISSN: 1306-3065-Turkey-Scopus) International Journal of Environmental and Science Education - IJESE - Volume 11 Issue 15 (2016). URL: http://www.ijese.net/makale/1107 (дата обращения: 20.09.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?