Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the changes taking place in the organization of the educational process in the school using technology of development of critical thinking by teachers in education process.

Keywords:
technology for development of critical thinking, monitoring; educational process.
Text

Проблема. В настоящее время использование современных образовательных технологий в учебном процессе за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При этом целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой обучения [7]. В связи с этим целью нашей работы является теоретическое обоснование и практическая реализация моделей использования современных педагогических технологий в рамках образовательного процесса для повышения качества образования обучающихся [8]. Методы исследования. В течение 2 лет проводилась апробация технологии развития критического мышления педагогами школы в образовательном процессе. Для оценки изменений образовательного процесса проводился мониторинг по трем основным направлениям:
1) анкетирование участников образовательного процесса;
2) анализ используемых педагогами приемов, методов, технологий и способов обучения (по классификации Г.К. Селевко);
3) мониторинг качества образования и интеллектуального развития обучающихся.
Рассмотрим более подробно результаты мониторинга [1; 2].
Анкетирование обучающихся позволило:
• определить учебные предметы, которые вызывают наибольший интерес у обучающихся;
• определить отношение учащихся к педагогам, к организации образовательного процесса;
• выявить учебные предметы на которых «заставляют думать», «легко даются», «узнаю много нового» и т.д.
Данные анкетирования обобщались по каждому ученику, каждому классу и каждому предмету. Результаты исследования. Результаты мониторинга используемых педагогами приемов, методов, технологий и способов обучения представлены на рис. 1–3). Анализ результатов показал:
1) среди форм организации учебной деятельности обучающихся на уроке лидируют фронтальная и ндивидуальная. Однако в 2018 г. все педагоги школы стали использовать все формы деятельности обучающихся при организации учебного процесса;
2) объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения чаще других используются на уроках педагогами. В 2018 г. значительно расширяется вариация методов, используемых на уроках, и увеличивается доля педагогов, использующих технологию развития критического мышления в образовательном процессе; 3) среди приемов технологии развития критического мышления чаще других используется прием чтения с остановками, кластеры, загадка, двухчастный дневник и дерево предсказаний. На основании вышеперечисленных результатов можно сделать вывод о преобладании в 2017 г. в образовательном процессе школы традиционных методов и приемов обучения и увеличение доли педагогов, использующих приемы технологии развития критического мышления в 2018 г. Мониторинг качества образования и интеллектуального развития обучающихся предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся и расчет среднего балла обучения для каждого ученика, класса и каждого предмета. При этом проводится анализ и диагностика качества обучения для каждого учащегося при помощи тестирования и отслеживания динамики успеваемости (табл. 1, рис. 4).

References

1. Alekseeva L.N. Innovatsionnye tekhnologii kak resurs eksperimenta / L.N. Alekseeva // Uchitel'. 2004. № 3.

2. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funktsii otsenki ucheniya shkol'nikov. M.: Prosveshchenie, 1984.

3. Voynilenko N.V. Sovershenstvovanie kontrol'no-otsenochnykh protsessov kak faktor upravleniya kachestvom obshchego obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 4. 2010.

4. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshlenie. Tekhnologiya razvitiya. SPb.: Del'ta, 2003.

5. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. M.: Prosveshchenie, 2010.

6. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya. SPb.: KARO, 2008.

7. Sangadzhieva Z.I. O soderzhanii ponyatiya «Innovatsionnaya deyatel'nost'» v obrazovatel'nom protsesse // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2013. № 1. S. 123-127.

8. Psychological and pedagogical technologies of actualizing practical orientation of educational environment in a university / Abdulaeva R.M., Bikbulatova V.P., Rabadanova R.S., Yulina G.N., Gereeva M.Sh. // E-SdPTCONICIT - Espacios (ISSN07981015-Venezuela-Scopus), 2 education (09), 419554 Vol. 38 (№ 40) Ano 2017. Pag. 1. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384001.html (data obrashcheniya 23.09.2018).

9. Professionalization of an individual involved in the educational process in a higher education institution / Bikbulatova V.P., Orlova I.K., Rabadanova R.S., Shishov S.E., Yulina G.N. // (e-ISSN: 1306-3065-Turkey-Scopus) International Journal of Environmental and Science Education - IJESE - Volume 11 Issue 15 (2016). URL: http://www.ijese.net/makale/1107 (data obrashcheniya 20.09.2018).

Login or Create
* Forgot password?