Реализация проектной деятельности в образовательной организации: мотивационный аспект
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Активное распространение идей проектного управления среди образовательных организаций определяет необходимость осмысления вовлечения научно-педагогических работников в участие в проектной деятельности. В статье дано определение целей, сущности, особенностей проектной деятельности в условиях образовательной организации, обоснована зависимость результатов проектной деятельности в рамках университета от мотивации проектной деятельности научно-педагогических работников. Описаны результаты исследования типов мотивации научно-педагогических работников, участвующих в реализации различных проектов: учебных, научно-исследовательских, межкафедральных и общеуниверситетских, сетевых. Сделаны выводы о преобладании профессионального, инструментального и патриотического типов мотивации, предложены меры по стимулированию участия в проектной деятельности в соответствии с этими типами мотивации. Полученные результаты исследования могут быть положены в основу разработки системы стимулирования проектной деятельности в условиях университетов.

Ключевые слова:
проект, деятельность, научно-педагогические работники, мотивация.
Текст

Проблема
В современных условиях актуальность распространения идей проектного управления в образовательных организациях не вызывает сомнений. Внедрение гибкого проектного управления выступает инструментом интеграции образования, научных исследований и инноваций в рамках современного консолидационного этапа Болонского процесса [5; 8]. Реализация образовательными организациями разнообразных проектов в образовательной, научно-исследовательской, международной деятельности формирует основные показатели мониторинга эффективности вузов, являясь условием для стратегического управления развитием образовательной организации, а Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. определяет проектное управление организациями профессионального образования как структурную инновацию, обеспечивающую модернизацию систем управления организациями профессионального образования [7]. В основе любой проектной деятельности всегда лежит вовлечение работников организации в решение проблем, связанных с перспективным развитием компаний. Поэтому мотивация работников к проектной деятельности выступает основным условием ее успеха и подтверждает наличие потребности в изучении особенностей мотивации проектной деятельности в образовательных организациях.
Обзор источников
Согласно Руководству к Своду знаний по управлению проектами (PMI PMBoK) проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [12]. Проект как специфическое мероприятие предназначен для решения конкретной задачи и позволяет решить актуальную проблему, связанную с исследованием действительности, конструированием нового решения, получением значимого для образовательной организации эффекта [11; 12]. Специфика услуг, организационной структуры, процессов и функций образовательных организаций оказывают влияние на содержание и способы организации проектной деятельности в них. Прежде всего, проектная деятельность в образовательной организации многообразна и охватывает все функциональные области:
• образовательную (проекты по разработке новых образовательных программ, дополнительных образовательных услуг, сервисов поддержки образовательного процесса, реализации сетевого взаимодействия и пр.);
• учебную (проектная деятельность как образовательная технология, позволяющая повысить качество образования, особым образом организовать практическое обучение, обеспечить интеграцию учебной, исследовательской, производственной деятельности студентов);
• организационно-управленческую (проекты, направленные на совершенствование управленческих функций, процессов и операций, методов и способов управленческой работы, внедрение новых организационных структур и пр.). [6].

Список литературы

1. Бутенко Я.А. Внедрение проектного управления в научную деятельность университета [Текст] / Я.А. Бутенко // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 9. - С. 82-93.

2. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда [Текст]: учеб. пособие / В.И. Герчиков. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.

3. Гончарова Н.А. Теоретические основы управления образовательными проектами в вузе [Текст] / Н.А. Гончарова, М.П. Логинова // Вопросы управления. - 2015. - № 1. - С. 129-135.

4. Петрова Т.П. Методические основы исследования мотивационного профиля компании [Текст] / Т.П. Петрова // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 1. - С. 307-310.

5. Прохорова М.П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения [Текст] / М.П. Прохорова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2008. - Т. 14. - № 1. - С. 68-72.

6. Прохорова М.П. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования [Текст] / М.П. Прохорова, А.М. Петровский // Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 5. - С. 221.

7. Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/ - URL: http://government.ru/docs/18268/(дата обращения 20.09.2018).

8. Россия в Европейском пространстве высшего образования [Текст]; под ред. Ю.Д. Артамоновой, А.Л. Демчука, Е.В. Караваевой, А.А. Муравьевой. - М.: Изд-во Московского университета, 2015. - 64 с.

9. Стандровская Е.К. Теоретические основы управления проектами в образовательной организации [Текст] / Е.К. Стандровская // Концепт. - 2016. - Т. 2. - С. 181-185.

10. Фильченкова И.Ф. Результаты вовлечения преподавателей в проект «Модернизация образовательной деятельности - новые логистические решения» [Текст] / И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2.

11. ISO 21500: Guidance on project management. - URL: http://www.projectprofy.ru/

12. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) - Fifth Edition. - URL: http://www.pmi.org/

Войти или Создать
* Забыли пароль?