ОПЫТ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ И БЛАГОПОЛУЧИЕМ ПЕРСОНАЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается накопленный опыт и тенденции развития управления здоровьем на корпоративном уровне. Представлены данные международных и национальных исследований, указывающие на преимущества применения оздоровительных программ для работников, работодателей и общества в целом, а также выделены ключевые проблемы, возникающие при управления здоровьем персонала: при реализации корпоративных программ далеко не всегда устанавливаются четкие и конкретные цели и организуется сбор данных, позволяющих оценить их реальные результаты и эффективность; несмотря на значительные инвестиции и усилия по стимулированию, участие персонала в программах управления здоровьем и благополучием нередко продолжает оставаться на довольно низком уровне (не в последнюю очередь по причине опасения сотрудников относительно целей использования и обеспечения конфиденциальности и защиты полученных в ходе реализации данных, а также проявления скрытой дискриминации); исследования указывают на заметные расхождения в оценке работодателями и сотрудниками результатов программ оздоровления и благополучия; большинство программ оздоровления и благополучия имеют преимущественно реактивный характер, направлены на решение уже существующих проблем, а не на их предотвращение и пр. Обоснованы условия, необходимые для дальнейшего развития и повышения эффективности корпоративных программ управления здоровьем и благополучием.

Ключевые слова:
программы управления здоровьем и благополучием персонала, факторы риска здоровья, здоровый образ жизни, вовлеченность персонала, эмоциональное выгорание, корпоративная культура.
Текст

Ни одна проблема не может быть решена
на том уровне сознания, на котором она создана
Альберт Эйнштейн


В 1984 г. рабочая группа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором была дана новая концепция здоровья как степени способности индивида, с одной стороны, реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой, изменять или кооперироваться со средой. Здоровье, во-первых, было предложено рассматривать как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни, а во-вторых, было выделено три компоненты здоровья — физическое, душевное и социальное.
Согласно определению ВОЗ, здоровое место работы — это место, где работники и менеджеры постоянно сотрудничают в совершенствовании охраны и укрепления здоровья, безопасности и благополучия всех работающих, способствуют совершенствованию рабочего места в процессе решения основных проблем, изложенных ниже [1]:
• здоровье и безопасность в физической производственной среде;
• здоровье, безопасность и благополучие в психосоциальной производственной среде, включая организацию труда и культуру рабочего места;

• личный потенциал здоровья работника на рабочем месте;
• способы участия в совместной работе по улучшению здоровья работающих, их семей и других членов сообщества. Программы управления здоровьем на рабочем месте рассматриваются экспертами ВОЗ как важный элемент политики формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), укрепления психического здоровья на работе, который в итоге создает преимущества не только для работников, но и для работодателей, и государства в целом.
В подтверждение значимости проблемы управления здоровьем персонала можно привести следующие данные:
• согласно оценкам ВОЗ, связанные с работой несчастные случаи, профессиональные заболевания, и другие проблемы со здоровьем приводят к мировым потерям ВВП 4–6 % в год (в Евросоюзе — 2,6–3,8% в год);
• по данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), экономика США, например, только в 2016 г. понесла издержки в 2 млрд долл. из-за отсутствия сотрудников компаний на работе по причине болезни [2];
• работодатели платят более 1 млрд долл. в неделю, чтобы компенсировать работникам травмы и болезни на рабочем месте [3];
• рабочие дни, пропущенные из-за хронических заболеваний, обходятся работодателям в 153 млрд долл. ежегодно [4];
• по данным ФГБНУ «НИИ МТ», потери российских работодателей составляют от 40 до 60 тыс. руб. в год при уровне временной нетрудоспособности 14 дней на человека. Это в три раза превышает данные по США (3–5 дней) и по Европе (2–8 дней).

Список литературы

1. World Health Organization (2010). Healthy Workplaces: a model for action. Geneva, Switzerland: WHO Press. - URL: http://www.who.int/occupational_health/healthy_workplaces/en/

2. Absenteeism and Employer Costs Associated With Chronic Diseases and Health Risk Factors in the US Workforce. - URL: https://www.cdc.gov/pcd/issues/2016/15_0503.htm/

3. The Future of Wellness at Work. - URL: https://www.globalwellnesssummit.com/images/stories/gwi/GWI_The_Future_of_Wellness_at_Work_Final.pdf/

4. Jones, D., Molitor, D., June, J.R. (2018). What Do Workplace Wellness Programs Do? Evidence from the Illinois Workplace Wellness Study. - URL: http://www.nber.org/workplacewellness/s/IL_Wellness_Study_1.pdf/

5. 2018 Global Human Capital Trends. - URL: https://www2.deloitte.com/insights/us/en/focus/human-capital-trends.html/

6. High-performance insights - best practices in health care 2017. 22nd Annual Willis Towers Watson Best Practices in Health Care Employer Survey. - URL: https://www.willistowerswatson.com/-/media/WTW/PDF/Insights/2018/01/2017-best-practices-in-health-care-employer-survey-wtw.pdf/

7. Коновалова В. Здоровье персонала - «головная боль» работодателя? // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - № 11. - URL: http://hr-portal.ru/article/zdorovepersonalagolovnaya-bol-rabotodatelya/

8. Berry L.L., Mirabito A.M., Baun W.B. (2010, December). What’s the hard return on employee wellness programs? Harvard Business Review, 88(12), 104-112. - URL: https://hbr.org/2010/12/whats-the-hard-return-on-employee-wellnessprograms/

9. Why Mental Well-Being Matters In The Workplace. - URL:https://www.forbes.com/sites/karenhigginbottom/2016/07/08/why-mental-wellbeing-matters-in-theworkplace/#59730cb91b38/

10. 2018 Health and Well-being Touchstone Survey. - URL: https://www.pwc.com/us/en/services/hr-management/library/touchstone-2018.html/

11. URL: https://hr-tv.ru/articles/author-opinion/prizhivutsjaili-net-vosem-trendov-v-oblasti-korporativnogo-zdorovja.html/

12. Засимова Л.С. Роль государства в развитии программ укрепления здоровья на рабочем месте [Текст] / Л.С. Засимова, Н.А. Хоркина, А.М. Калинин // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 4. - С. 69-94.

13. 5 workplace wellness statistics every employer should know. - URL: https://www.wellsteps.com/blog/2018/01/06/workplacewellness-statistics-wellness-stats/

14. URL: https://www.uhc.com/employer/news/consultant/newsurvey-employees-say-wellness-programs-improve-health-prod/

15. Baxter, Siyan, et al (2014). The relationship between return on investment and quality of study methodology in workplace health promotion programs. American Journal of Health Promotion, 28(6): 347-363.

16. Gowrisankaran G., et al (2013). A hospital system’s wellness program linked to health plan enrollment cut hospitalizations but not overall costs // Health Affairs, 32(3): 477-485.

17. Mattke S., et al (2013). Workplace Wellness Programs Study: Final Report. Santa Monica, CA: Rand Corporation. - URL: http://www.rand.org/pubs/research_reports/RR254.html/

18. Why Health Screening Programs Fail and What Employers Can Do About It. - URL: https://www.corporatewellnessmagazine.com/worksite-wellness/health-screening-programs-fail/

19. Edington Dee W. (2009). Zero Trends: Health as a Serious Economic Strategy. 1st Edition. Health Management Research Center.

20. Pronk N., Pfeiffer G., Kirsten W. (2012). Creating an Integrated Model of Employee Health // Worksite Health International. Vol. 3. No. 1. P. 3.

21. URL: https://news.rambler.ru/other/38590067-9-prichinvkladyvatsya-v-programmy-zdorovya-i-blagopoluchiya/

22. Do Workplace Wellness Programs Save Employers Money? - URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_briefs/RB9700/RB9744/RAND_RB9744.pdf/

23. Рыбаков И.А. Корпоративное здоровье [Электронное издание]. SelfPub, 2018.

24. The business case for safety and health at work: Cost-benefit analyses of interventions in small and medium-sized enterprises. - URL: https://osha.europa.eu/et/node/6674/

25. Cederström C., Spicer A. (2015). The Wellness Syndrome. Cambridge, UK: Polity Press.

26. 14 reasons many corporate health and wellness programs fall. - URL: https://www.wellsteps.com/blog/2018/01/07/corporatehealth-and-wellness-programs/

27. The Employee Engagement Study. - URL: https://workplacetrends.com/the-employee-burnout-crisis-study/

28. 7 common pitfalls of corporate wellness programs. - URL: https://www.cio.com/article/3084493/health/7-commonpitfalls-of-corporate-wellness-programs.html/

29. Why Your Office Health and Wellness Programs Fail. - URL: https://www.recruiter.com/i/why-your-office-health-andwellness-programs-fail/

30. Why Health Screening Programs Fail and What Employers Can Do About It. - URL: https://www.corporatewellnessmagazine.com/worksite-wellness/health-screening-programsfail/31. URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/benefits/pages/wellness-program-success-factors.aspx/

31. Available at: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/benefits/pages/wellness-program-success-factors.aspx/

Войти или Создать
* Забыли пароль?