ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях социальная составляющая бизнеса приобретает все более важное значение как для организаций, так и для общества в целом, поскольку, как показывает многолетний опыт, тем предприятиям, которые развивают свою социально-ориентированную деятельность, оказывается больше доверия со стороны государства, инвесторов, контрагентов, кредиторов и других бизнес-партнеров. Социальная ответственность бизнеса способствует минимизации негативного влияния производственной деятельности предприятия, формированию атмосферы доверия, предсказуемости и общих ценностей в обществе, благодаря чему, бизнес становится экономически и социально более устойчивым. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с оценкой уровня социальной ответственности предприятия, определения основных направлений социального развития компаний. В статье изучена и уточнена экономическая сущность понятия «корпоративная социальная ответственность», рассмотрены основные направления оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса. Для комплексной оценки корпоративной социальной ответственности предложена система показателей, которая учитывает следующие ее составляющие: развитие и реализацию кадрового потенциала, формирование экологической устойчивости и реализацию социально значимых проектов.

Ключевые слова:
корпоративная социальная ответственность, оценка, ключевые показатели эффективности, кадровый потенциал, экологическая устойчивость.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день многие представители бизнеса пришли к осознанию того, что для снижения предпринимательских рисков, укрепления конкурентоспособности, повышения эффективности персонала и лояльности потребителей, улучшения репутации компаний, осуществления позитивного вклада предпринимательства в социально-экономическое развитие территорий необходимо устойчивое развитие предприятий, которое сочетало бы в себе как экономические, так и социальные и экологические факторы. Это способствует  созданию благоприятных условий реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса, основанного на соблюдении баланса интересов взаимодействующих сторон.

Для достижения устойчивого развития компаний необходимо эффективно управлять социально-ответственным ведением бизнеса и оценивать его результативность.

К основным факторам, которые способствуют усилению социальной ответственности бизнеса, следует отнести гармонизацию общественных отношений, поддержку процессов пополнения человеческого капитала; более полное удовлетворение широкого круга  потребностей человека и общества, экономический рост и успешное воспроизводство экономического капитала, разрешение социальных противоречий, поддержание и укрепление социальной устойчивости общества.

Условия, материалы и методы исследований. Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке основных  направлений оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса. Теоретико-методологической основой исследования  стали методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области развития корпоративной социальной ответственности, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Анализ и обсуждение результатов исследования. В настоящее время в международной практике отсутствует единое определение понятия «корпоративная социальная ответственность». Под данным термином подразумевают концепцию, согласно которой организации несут ответственность за оказываемое их деятельностью влияние на работников, акционеров, контрагентов, местные сообщества, на состояние окружающей среды, при этом учитывая интересы сообщества. Корпоративная социальная ответственность предполагает соблюдение субъектами бизнеса правил и норм, которые неопределенны или неявно определены законодательством в области экологии, этики, человеколюбия, милосердия и т.д.

Анализируя социальную ответственность предпринимательских структур, следует отметить, что у большинства предприятий аграрной сферы экономики не сформировано четкого представления о том, что понимается под социальной ответственностью и механизмами 

ее формирования. Все большее количество организаций осуществляют благотворительные и социальные инициативы, участвуют в решении местных проблем, возникающих в социальной сфере. Однако данные мероприятия носят, как правило, несистемный характер и ограничены по срокам и объемам [2].

Основной движущей силой, способствующей развитию перспективных практик корпоративной социальной ответственности, являются средние и крупные бизнес-структуры, для которых по сравнению с малым бизнесом репутационная составляющая является намного важнее [7, 11].

Ключевой элемент понятия «корпоративная социальная ответственность» - осознанная, добровольная социально-ответственная деятельность, а именно, экономические субъекты добровольно стремятся принимать решения, проводить политику и следовать направлениям деятельности, желательным с позиции ценностей и целей общества в социальной, экологической и экономической сферах и напрямую связанным с основной деятельностью. Предприятия добровольно обязуются реализовывать мероприятия, которые направлены на улучшение ситуации в областях, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью.

Корпоративная социальная ответственность предполагает ответственность во взаимоотношениях с бизнес-партнерами; ответственность в отношении потребителей и работников; экологическую ответственность; ответственность перед обществом в целом [1, 5].

В первую очередь социально-ориентированный бизнес должен быть  направлен  на осуществление инвестиций в персонал и лишь после их реализации разрешать экологические и общечеловеческие проблемы [4, 6]. Иными словами, на базовом уровне социально ответственный бизнес выполняет обязательства по своевременной оплате налогов, выплате заработной платы, по предоставлению новых рабочих мест. Следующий уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями жизни и работы. Это предполагает повышение уровня квалификации работников, проведение профилактического лечения, осуществление строительства жилья, развитие социальной сферы, высшим уровнем социальной ответственности является осуществляемая организацией благотворительная деятельность [3, 12].

Выделяют внутреннюю и внешнюю социальную ответственность бизнеса.

Внутренняя социальная ответственность бизнеса предполагает решение следующих задач:

- обеспечивается безопасность труда и стабильная заработная плата;

- осуществляется дополнительное медицинское и социальное страхование работников;

- на основе обучения, переподготовки и повышения квалификации развиваются человеческие ресурсы;

- оказывается помощь работникам в различных критических ситуациях.

Внешняя социальная ответственность бизнеса предполагает оказание спонсорской и благотворительной помощи; поддержку в охране окружающей среды; совместные мероприятия с местной властью и местным сообществом; производство качественных товаров, ответственность перед потребителями выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг [8, 9].

Основные положения корпоративной социальной ответственности реализуются с учетом принципов, выражающих сущность и значение деятельности организации по реализации данной ответственности в организации [10]. К принципам корпоративной социальной ответственности относят:

- постоянство – социально ответственное поведение представляет собой постоянную характеристику деятельности организации;

- комплексность – структурные подразделения и работники в процессе взаимодействия с основными заинтересованными сторонами должны руководствоваться основными положениями корпоративной социальной ответственности;

- экономическая обоснованность – в деятельности организации приоритетным становится достижение устойчивого долгосрочного эффективного развития, в отличие от получения краткосрочной прибыли в ущерб достижения важных стратегических целей;

- сбалансированность – организация при осуществлении социально-ориентированной деятельности должна с учетом интересов стейкхолдеров содействовать долгосрочному развитию взаимоотношений с ними;

- контролируемость и системность – организация должна стремиться к контролю и поощрению осуществления  работниками корпоративно-социальной деятельности, совершенствуя соответствующие механизмы мотивации и контроля.

 

Список литературы

1. Алборов Р.А., Концевая С.М., Козменкова С.В. Интегрированная отчетность в сельском хозяйстве: состав и проблемы внедрения // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21. № 4 (442). - С. 413-428.

2. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. - 2011. - № 23. - С. 116-121.

3. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Камилова Э.Р. Развитие бухгалтерского учета социальных инициатив в сельскохозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 10. № 1. - С. 25-29.

4. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Пинина К.А. Оценка эффективности инвестиционной деятельности организаций // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 1. - С. 82-88.

5. Клычова Г.С., Зиганшин Б.Г., Валиев А.Р., Закирова А.Р. Совершенствование управления сельскохозяйственной организацией с использованием технологии бенчмаркинга // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 2-44. - С. 103-108.

6. Клычова Г.С., Зиганшин Б.Г., Закирова А.Р. Приоритетные направления повышения эффективности социально-экономической деятельности и конкурентоспособности предприятий АПК // Техника и оборудование для села. - 2017. - № 4. - С. 42-45.

7. Клычова Г.С., Клычова А.С., Закирова А.Р. Консалтинговые услуги: сущность, виды и основные направления использования // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 2. - С. 109-115

8. Клычова Г.С., Низамутдинов М.М., Мавлиева Л.М., Титов Н.Л. Анализ стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2016. - Т. 11. № 4. - С. 134-142.

9. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013. - № 4 (24). - С. 22-36.

10. Куликова Л.И., Нургатин Р.Р. Анализ репутационных активов организации через рыночные показатели деловой активности организации // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4. - С. 63-67.

11. Лабаджян М.Г., Каспарова А.Ю. Развитие корпоративной социальной ответственности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 2. - С. 52-59. 

12. Субаева А.К., Александрова Н.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М. Роль государственной поддержки в технической и технологической модернизации развития сельского хозяйства в регионах Приволжского федерального округа // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 4. - С. 126-131.

13. Фахретдинова Э.Н., Еникеева Т.А. Система показателей оценки экономической эффективности производства продукции овощеводства // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. - 2015. - С. 123-125.

14. Фахретдинова Э.Н., Клычова Г.С. Влияние развития информационных технологий на методику бухгалтерского учета малых предприятий // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 3. - С. 129-132

15. Фролова Е.А. О сущности социальной ответственности экономических субъектов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2010. - № 4 (12). - С.59-68.

16. Klychova G.S., Ziganshin B.G., Zakirova A.R., Valieva G.R., Klychova A.S. Benchmarking as an efficient tool of social audit development // Journal of Engineering and Applied Sciences. - 2017. - Т. 12. № 19. - С. 4958-4965.

Войти или Создать
* Забыли пароль?