THE MAIN DIRECTIONS OF ESTIMATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In modern conditions, the social component of business is becoming increasingly important both for organizations and for society as a whole, since, as many years of experience show, those enterprises that develop their socially-oriented activities are more trusted by the state, investors, counterparties, creditors and other business partners. The social responsibility of business helps minimize the negative impact of the enterprise's production activities, the formation of an atmosphere of trust, predictability and common values in society, thanks to which, business becomes economically and socially more sustainable. In this regard, relevant issues are related to the assessment of the level of social responsibility of the enterprise, determining the main directions of social development of companies. The economic essence of the concept “corporate social responsibility” has been studied and specified in the article, the main directions of the corporate social responsibility of business assessment are examined. For a comprehensive assessment of corporate social responsibility, a system of indicators is proposed that takes into account its following components: the development and implementation of human resources, the formation of environmental sustainability and the implementation of socially significant projects.

Keywords:
corporate social responsibility, assessment, key performance indicators, human resources, environmental sustainability.
Text
Publication text (PDF): Read Download

На сегодняшний день многие представители бизнеса пришли к осознанию того, что для снижения предпринимательских рисков, укрепления конкурентоспособности, повышения эффективности персонала и лояльности потребителей, улучшения репутации компаний, осуществления позитивного вклада предпринимательства в социально-экономическое развитие территорий необходимо устойчивое развитие предприятий, которое сочетало бы в себе как экономические, так и социальные и экологические факторы. Это способствует  созданию благоприятных условий реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса, основанного на соблюдении баланса интересов взаимодействующих сторон.

Для достижения устойчивого развития компаний необходимо эффективно управлять социально-ответственным ведением бизнеса и оценивать его результативность.

К основным факторам, которые способствуют усилению социальной ответственности бизнеса, следует отнести гармонизацию общественных отношений, поддержку процессов пополнения человеческого капитала; более полное удовлетворение широкого круга  потребностей человека и общества, экономический рост и успешное воспроизводство экономического капитала, разрешение социальных противоречий, поддержание и укрепление социальной устойчивости общества.

Условия, материалы и методы исследований. Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке основных  направлений оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса. Теоретико-методологической основой исследования  стали методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области развития корпоративной социальной ответственности, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Анализ и обсуждение результатов исследования. В настоящее время в международной практике отсутствует единое определение понятия «корпоративная социальная ответственность». Под данным термином подразумевают концепцию, согласно которой организации несут ответственность за оказываемое их деятельностью влияние на работников, акционеров, контрагентов, местные сообщества, на состояние окружающей среды, при этом учитывая интересы сообщества. Корпоративная социальная ответственность предполагает соблюдение субъектами бизнеса правил и норм, которые неопределенны или неявно определены законодательством в области экологии, этики, человеколюбия, милосердия и т.д.

Анализируя социальную ответственность предпринимательских структур, следует отметить, что у большинства предприятий аграрной сферы экономики не сформировано четкого представления о том, что понимается под социальной ответственностью и механизмами 

ее формирования. Все большее количество организаций осуществляют благотворительные и социальные инициативы, участвуют в решении местных проблем, возникающих в социальной сфере. Однако данные мероприятия носят, как правило, несистемный характер и ограничены по срокам и объемам [2].

Основной движущей силой, способствующей развитию перспективных практик корпоративной социальной ответственности, являются средние и крупные бизнес-структуры, для которых по сравнению с малым бизнесом репутационная составляющая является намного важнее [7, 11].

Ключевой элемент понятия «корпоративная социальная ответственность» - осознанная, добровольная социально-ответственная деятельность, а именно, экономические субъекты добровольно стремятся принимать решения, проводить политику и следовать направлениям деятельности, желательным с позиции ценностей и целей общества в социальной, экологической и экономической сферах и напрямую связанным с основной деятельностью. Предприятия добровольно обязуются реализовывать мероприятия, которые направлены на улучшение ситуации в областях, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью.

Корпоративная социальная ответственность предполагает ответственность во взаимоотношениях с бизнес-партнерами; ответственность в отношении потребителей и работников; экологическую ответственность; ответственность перед обществом в целом [1, 5].

В первую очередь социально-ориентированный бизнес должен быть  направлен  на осуществление инвестиций в персонал и лишь после их реализации разрешать экологические и общечеловеческие проблемы [4, 6]. Иными словами, на базовом уровне социально ответственный бизнес выполняет обязательства по своевременной оплате налогов, выплате заработной платы, по предоставлению новых рабочих мест. Следующий уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями жизни и работы. Это предполагает повышение уровня квалификации работников, проведение профилактического лечения, осуществление строительства жилья, развитие социальной сферы, высшим уровнем социальной ответственности является осуществляемая организацией благотворительная деятельность [3, 12].

Выделяют внутреннюю и внешнюю социальную ответственность бизнеса.

Внутренняя социальная ответственность бизнеса предполагает решение следующих задач:

- обеспечивается безопасность труда и стабильная заработная плата;

- осуществляется дополнительное медицинское и социальное страхование работников;

- на основе обучения, переподготовки и повышения квалификации развиваются человеческие ресурсы;

- оказывается помощь работникам в различных критических ситуациях.

Внешняя социальная ответственность бизнеса предполагает оказание спонсорской и благотворительной помощи; поддержку в охране окружающей среды; совместные мероприятия с местной властью и местным сообществом; производство качественных товаров, ответственность перед потребителями выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг [8, 9].

Основные положения корпоративной социальной ответственности реализуются с учетом принципов, выражающих сущность и значение деятельности организации по реализации данной ответственности в организации [10]. К принципам корпоративной социальной ответственности относят:

- постоянство – социально ответственное поведение представляет собой постоянную характеристику деятельности организации;

- комплексность – структурные подразделения и работники в процессе взаимодействия с основными заинтересованными сторонами должны руководствоваться основными положениями корпоративной социальной ответственности;

- экономическая обоснованность – в деятельности организации приоритетным становится достижение устойчивого долгосрочного эффективного развития, в отличие от получения краткосрочной прибыли в ущерб достижения важных стратегических целей;

- сбалансированность – организация при осуществлении социально-ориентированной деятельности должна с учетом интересов стейкхолдеров содействовать долгосрочному развитию взаимоотношений с ними;

- контролируемость и системность – организация должна стремиться к контролю и поощрению осуществления  работниками корпоративно-социальной деятельности, совершенствуя соответствующие механизмы мотивации и контроля.

 

References

1. Alborov R.A., Kontsevaya S.M., Kozmenkova S.V. Integrated reporting in agriculture: composition and implementation problems. [Integrirovannaya otchetnost v selskom khozyaystve: sostav i problemy vnedreniya]. // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - International Accounting. - 2018. - Vol. 21. №4 (442). - P. 413-428.

2. Kivarina M.V. Corporate social responsibility. [Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost]. // Ekonomicheskiy zhurnal. - The economic journal. - 2011. - №23. - P. 116-121.

3. Klychova G.S., Zakirova A.R., Kamilova E.R. Development of accounting of social initiatives in agricultural organizations. [Razvitie bukhgalterskogo ucheta sotsialnykh initsiativ v selskokhozyaystvennykh organizatsiyakh]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University, 2015. - Vol. 10. №1. - P. 25-29.

4. Klychova G.S., Zakirova A.R., Pinina K.A. Evaluation of the effectiveness of investment activities of organizations. [Otsenka effektivnosti investitsionnoy deyatelnosti organizatsiy]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. - 2017. - Vol. 12. №1. - P. 82-88.

5. Klychova G.S., Ziganshin B.G., Valiev A.R., Zakirova A.R. Perfection of management of the agricultural organization with the use of benchmarking technology. [Sovershenstvovanie upravleniya selskokhozyaystvennoy organizatsiey s ispolzovaniem tekhnologii benchmarkinga]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. - 2017. - Vol. 12. №2-44. - S. 103-108.

6. Klychova G.S., Ziganshin B.G., Zakirova A.R. Priority directions of increasing the efficiency of social and economic activity and competitiveness of agricultural enterprises. [Prioritetnye napravleniya povysheniya effektivnosti sotsialno-ekonomicheskoy deyatelnosti i konkurentosposobnosti predpriyatiy APK]. // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. - Engineering and equipment for the village. - 2017. - №4. - P. 42-45.

7. Klychova G.S., Klychova A.S., Zakirova A.R. Consulting services: essence, types and main directions of use. [Konsaltingovye uslugi: suschnost, vidy i osnovnye napravleniya ispolzovaniya]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. - 2017. - Vol. 12. №2. - P. 109-115

8. Klychova G.S., Nizamutdinov M.M., Mavlieva L.M., Titov N.L. Analysis of the agro-industrial complex development strategy of the Republic of Tatarstan. [Analiz strategii razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. - 2016. - Vol. 11. № 4. - P. 134-142.

9. Kuznetsova N.V., Maslova E.V. Models of corporate social responsibility. [Modeli korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti]. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. - The herald of Tomsk State University. Economy. 2013. - № 4 (24). - P. 22-36.

10. Kulikova L.I., Nurgatin R.R. Analysis of reputational assets of business activity organization through market indicators of the organization. [Analiz reputatsionnykh aktivov organizatsii cherez rynochnye pokazateli delovoy aktivnosti organizatsii]. // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. - The Herald of Economics, Law and Sociology. - 2017. - №4. - P. 63-67.

11. Labadzhyan M.G., Kasparova A.YU. Razvitiye korporativnoy sotsial'noy otvetstvennosti // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». - 2014. - № 2. - P. 52-59.

12. Subaeva A.K., Aleksandrova N.R., Mavlieva L.M., Nizamutdinov M.M. The role of state support in the technical and technological modernization of agricultural development in the regions of the Volga Federal District. [Rol gosudarstvennoy podderzhki v tekhnicheskoy i tekhnologicheskoy modernizatsii razvitiya selskogo khozyaystva v regionakh Privolzhskogo federalnogo okruga]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. - 2017. - Vol. 12. № 4. - P. 126-131.

13. Fakhretdinova E.N., Enikeeva T.A. Sistema pokazateley otsenki ekonomicheskoy effektivnosti proizvodstva produktsii ovoschevodstva. // V sbornike: Professiya bukhgaltera - vazhneyshiy instrument effektivnogo upravleniya selskokhozyaystvennym proizvodstvom sbornik nauchnykh trudov po materialam III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy pamyati professora V.P. Petrova. (The system of indicators for assessing the economic efficiency of vegetable production. // In the collection: The profession of an accountant is the most important tool for effective management of agricultural production, a collection of scientific papers on the proceedings of III International Scientific and Practical Conference, dedicated to the memory of Professor V.P. Petrov). - 2015. - P. 123-125.

14. Fakhretdinova E.N., Klychova G.S. Influence of information technologies development on the methodology of accounting of small enterprises. [Vliyanie razvitiya informatsionnykh tekhnologiy na metodiku bukhgalterskogo ucheta malykh predpriyatiy]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. - 2017. - Vol. 12. №3. - P. 129-132.

15. Frolova E.A. On the essence of social responsibility of economic entities. [O suschnosti sotsialnoy otvetstvennosti ekonomicheskikh subektov]. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. - The herald of Tomsk State University. Economy. - 2010. - №4 (12). - P. 59-68.

16. Klychova G.S., Ziganshin B.G., Zakirova A.R., Valieva G.R., Klychova A.S. Benchmarking as an efficient tool of social audit development // Journal of Engineering and Applied Sciences. - 2017. - T. 12. №19. - P. 4958-4965.

Login or Create
* Forgot password?