Екатеринбург, Россия
Россия
Екатеринбург, Россия
Профессиональная эффективность педагогов высшей школы связана с достижением социальных и научных успехов, психологические механизмы которых связаны с мотивационно-потребностной сферой. Понимание доминирующих потребностей и мотивов наиболее успешных педагогов позволит укрепить их результативность и оказать влияние на условия мотивации необходимые для значимых научных и социальных результатов. Проведенное исследование позволило установить, что для успешных педагогов характерна внешняя мотивация и потребность в социальном одобрении.
профессиональная успешность, мотивация педагогической деятельности, профессиональная мотивация, внешние и внутренние мотивы педагогической деятельности.
Проблема повышения профессиональной успешности, является актуальным направлением современной системы управления персоналом [6]. Наблюдающиеся в высшей школе факты крайне разных результатов профессиональной эффективности педагогов (по результатам внедрения эффективного контракта) привлекают к себе внимание и обнажают задачу понимания детерминант. Установлено, что успешность зависит от многих составляющих: мотивация, личностные характеристики, уровень самооценки, уровень развития профессиональнопедагогической культуры (А.К. Белоусова, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Киселева, Ю.В. Фастовцева, L. ParksLeduc, G. Feldman, А. Bardi). Однако, качественные отличия данных личностных показателей педагогов и реальных результатов их деятельности не изучались. Таким образом, целью проведенного исследования стало изучение мотивации педагогов с различными социальными и профессиональными достижениями. Под социальными достижениями мы понимали — карьерный рост. Профессиональные достижения — выполнение условий эффективного контракта. Психолого-педагогический анализ факторов мотивации профессиональной деятельности преподавателя является актуальным направлением исследований, обусловливающим понимание механизмов развития профессионального самосознания и внутренних условий достижения профессионального мастерства. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы служит основой качества образования и успеха в профессии. Мотивация в целом является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности [1]. Мотивация педагогической деятельности — есть не что иное, как процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата, через удовлетворение своих потребностей, сфокусированной на достижении целей и личного смысла в профессии педагога [3]. Известные отечественные ученые И.А. Зимняя, Р.В. Овчарова считают, что мотивация педагога определяется рядом факторов, среди которых требования образовательной системы, возможности и перспективы образовательного учреждения, субъектные особенности педагога и его отношение к делу [5]. Мотивация педагогической деятельности, как и любой другой вид, имеет систему. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Несмотря на то что деятельность побуждается иерархией мотивов личности, доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с внутренними ресурсами (могу, хочу, мне надо) или внешними мотивами, отражающими социальные причины деятельности педагога, связанные с содержанием деятельности, ее выполнением [2]. Борьба мотивов, служит основанием для педагогических поисков, рисков и инноваций [8]. В проведенном нами исследовании приняли участие педагоги высшей школы двух вузов Уральского федерального университета, г. Екатеринбурга и Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринска. Испытуемые педагоги — женщины в возрасте 25–47 лет, стаж работы от пяти до девятнадцати лет.
1. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами: теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании / А.Е. Боковня. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 141 с.
2. Жуковский И.В. Методика развития мотивации / И.В. Жуковский // Управление персоналом. - 2011. - № 13. - С. 55-56.
3. Кибанов А.Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2012. - 64 с.
4. Киселева Н.Л. Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности учителя: дисс. канд. псих. наук. Курск, 2003.
5. Овчарова Р.В. Психолого-педагогическая фасилитация профессиональной деятельности учителя / Р.В. Овчарова: учебное пособие. - Курган: КГУ, 2016. - С. 122-124.
6. Hofstede G. (1981). «Management control of public and notfor-profi t activities». Accounting, Organizations and Society 6 (3): 193-221.
7. Parks-Leduc L., Feldman G., Bardi A. Personality Traits and Personal Values: A Meta-Analysis // Personality and Social Psychology Review. published online, Jun 2014.
8. Triandis H.C., Suh E.M. Cultural influences on personality // Annual Review of Psychology. 2002. 53 (1). P. 133-160.