COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF TEACHERS MOTIVATION WITH DIFFERENT VOCATIONAL SUCCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The professional effi ciency of teachers of higher education is associated with the achievement of social and scientifi c success, the psychological mechanisms which are associated with the motivational-requirement sphere. The dominant understanding needs and motives of the most successful teachers will strengthen their eff ectiveness and infl uence the motivation conditions necessary for signifi cant scientifi c and social results. The conducted research allowed to establish that successful teachers are characterized by external motivation and the need for social approval.

Keywords:
vocational success, motivation of pedagogical activity, professional motivation, external and internal motives of pedagogical activity.
Text

Проблема повышения профессиональной успешности, является актуальным направлением современной системы управления персоналом [6]. Наблюдающиеся в высшей школе факты крайне разных результатов профессиональной эффективности педагогов (по результатам внедрения эффективного контракта) привлекают к себе внимание и обнажают задачу понимания детерминант. Установлено, что успешность зависит от многих составляющих: мотивация, личностные характеристики, уровень самооценки, уровень развития профессиональнопедагогической культуры (А.К. Белоусова, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Киселева, Ю.В. Фастовцева, L. ParksLeduc, G. Feldman, А. Bardi). Однако, качественные отличия данных личностных показателей педагогов и реальных результатов их деятельности не изучались. Таким образом, целью проведенного исследования стало изучение мотивации педагогов с различными социальными и профессиональными достижениями. Под социальными достижениями мы понимали — карьерный рост. Профессиональные достижения — выполнение условий эффективного контракта. Психолого-педагогический анализ факторов мотивации профессиональной деятельности преподавателя является актуальным направлением исследований, обусловливающим понимание механизмов развития профессионального самосознания и внутренних условий достижения профессионального мастерства. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы служит основой качества образования и успеха в профессии. Мотивация в целом является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности [1]. Мотивация педагогической деятельности — есть не что иное, как процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата, через удовлетворение своих потребностей, сфокусированной на достижении целей и личного смысла в профессии педагога [3]. Известные отечественные ученые И.А. Зимняя, Р.В. Овчарова считают, что мотивация педагога определяется рядом факторов, среди которых требования образовательной системы, возможности и перспективы образовательного учреждения, субъектные особенности педагога и его отношение к делу [5]. Мотивация педагогической деятельности, как и любой другой вид, имеет систему. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Несмотря на то что деятельность побуждается иерархией мотивов личности, доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с внутренними ресурсами (могу, хочу, мне надо) или внешними мотивами, отражающими социальные причины деятельности педагога, связанные с содержанием деятельности, ее выполнением [2]. Борьба мотивов, служит основанием для педагогических поисков, рисков и инноваций [8]. В проведенном нами исследовании приняли участие педагоги высшей школы двух вузов Уральского федерального университета, г. Екатеринбурга и Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринска. Испытуемые педагоги — женщины в возрасте 25–47 лет, стаж работы от пяти до девятнадцати лет.

References

1. Bokovnya A.E. Motivatsiya - osnova upravleniya chelovecheskimi resursami: teoriya i praktika formirovaniya motiviruyushchey organizatsionnoy sredy i sozdaniya edinoy sistemy motivatsii kompanii [Motivation is the basis of human resources management: the theory and practice of forming a motivating organizational environment and creating a single system of motivation for the company]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 141 p.

2. Zhukovskiy I.V. Metodika razvitiya motivatsii [Method of development of motivation]. Upravlenie personalom [Management of the personnel]. 2011, I. 13, pp. 55-56.

3. Kibanov A.Ya. Kadrovaya politika i strategiya upravleniya personalom [Personnel policy and strategy of personnel management]. Moscow, Prospekt Publ., 2012. 64 p.

4. Kiseleva N.L. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional’noy uspeshnosti uchitelya. Kand. Diss [Psychological and pedagogical conditions for the development of professional success of the teacher. Cand. Diss]. Kursk. 2003.

5. Ovcharova R.V. Psikhologo-pedagogicheskaya fasilitatsiya professional’noy deyatel’nosti uchitelya [Psychological and pedagogical facilitation of teacher’s professional activity]. Kurgan: KGU Publ., 2016, pp. 122-124.

6. Hofstede, G. (1981). «Management control of public and notfor-profit activities». Accounting, Organizations and Society 6 (3): 193-221.

7. Parks-Leduc L., Feldman G., Bardi A. Personality Traits and Personal Values: A Meta-Analysis // Personality and Social Psychology Review. published online, Jun 2014..

8. Triandis H.C., Suh E. M. Cultural influences on personality // Annual Review of Psychology. 2002. 53 (1). P. 133-160.

Login or Create
* Forgot password?