МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Здоровье ребенка является отражением влияния различных факторов среды на детский организм. Один из главных факторов - привычная двигательная активность, в которой музыка является мощным средством воздействия на психологическую, физиологическую, педагогическую сферу развития ребенка. В соответствии ФГОС ДО пребывание ребенка в дошкольном учреждении является непосредственной образовательной деятельностью, педагог может использовать различные технологии, в том числе и в игровой форме, для полного раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагог, владеющий различными музыкальными технологиями, способен влиять на развитие речи, эмоций, движений детей, побуждать их к активности, обогащать яркими художественными впечатлениями, дарить им радость. Автор предлагает программу «Музыка в физкультуре и спорте» в которой музыкально-спортивные и музыкально оздоровительные технологии могут применяться в игровой форме в работе воспитателями, инструкторами по физвоспитанию, музыкальными руководителями, материал программы может быть рекомендован родителям для игрового общения с ребенком.

Ключевые слова:
музыкально-спортивные, музыкально-игровые технологии, музыка спортивной направленности, музыкально-хореографические, музыкально-спортивные композиции.
Текст

Союз музыки и спорта — явление многовековое. Спортивная песня зарождалась еще в Древней Греции. Пифагор, Платон и Аристотель активно пропагандировали систематическую музыкальную стимуляцию физического воспитания, полагая, что в человеке должно быть соразмерно развито все: тело, дух, интеллект, а музыка в данном случае должна стать связующим звеном в этом совершенствовании. Современное олимпийское движение немыслимо без спортивных песен, гимнов и соответствующей музыки, которая стимулирует спортивную активность, предоставляя организму дополнительный источник энергии в виде музыкального сопровождения. В советскую эпоху в нашей стране многие композиторы писали песни и музыку спортивной направленности, однако не все из этих творений любимы и востребованы в наше время. Корифеями этого жанра по сей день считаются А.Н. Пахмутова, В.П. Соловьев-Седой, М.И. Блантер, И.О. Дунаевский. Спортивные песни этих композиторов, написанные в прошлом веке, горячо любимы и в наше время. Благодаря песням советских и российских композиторов прославлялись подвиги наших спортсменов, пропагандировались различные виды спорта, например хоккей («Трус не играет в хоккей» А.Н. Пахмутовой), футбол («Футбол, футбол, кричат болельщики — гол!» О.М. Газманова), бокс («Песенка боксера» В.С. Высоцкого) и т.д. Большую ценность представляют собой детские спортивные песни, влияющие на развитие интереса к спорту, формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Песни, написанные для детей С.М. Сосниным, Ю.М. Чичковым, М.Л. Старокадомским и другими известными детскими композиторами, исполняются детьми с большим удовольствием и воодушевлением. Однако не только песни, но и музыка разнообразного характера способны мотивировать детей на различные двигательные реакции. Музыка в образовательных учреждениях используется повсеместно: на групповых и индивидуальных занятиях, праздниках, развлечениях, во время релаксации, пробуждения после дневного сна, встречи детей на участках и т.д. Выбор того или иного музыкального произведения налагает большую ответственность на педагогов и требует профессионализма и внимания, поскольку влияние музыки на здоровье и всестороннее развитие ребенка многогранно.

Список литературы

1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Осень золотая. Ч.2: Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников : учеб.-метод. пособие: В 2 ч.: Ч.2. - М. : ВЛАДОС, гуманит. изд. центр, 2000. - 142 с. - (Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки).

2. Алябьева Е.А. Занятие по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2008. - 160 с.

3. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников: старшая и подготовительная группы. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 96 с.

4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб. : Детство-пресс, 2009. - 64 с.

5. Буренина А.Н. Ритмическая мозаика. - СПб., 2000. - 220 с.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Центр Гармония, 2000. - 146 с.

7. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду: старшая и подготовительная группы. - Ярославль : Академия развития, 2006. - 120 с.

8. Демидова Е.В. Программа спортивно-ориентированного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Вечное движение». - Краснодар : Эконвест, 2011. - 246 с.

9. Демидова Е.В. Спортивно-ориентированное физическое воспитание детей в прогимназии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». - Краснодар : КГУФКСТ, 2011. - С.70 .

10. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения. Для развития показателей певческого голосообразования. - Краснодар, 1989.

11. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Конспекты музыкальных занятий (средние, старшие группы). - СПб. : Композитор, 2008. - 272 с.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день: Конспекты музыкальных занятий (подготовительные группы). - СПб. : Композитор, 2015. - 368 с.

13. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. - СПб. : Союз художников, 2007. - 28 с.

14. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи: игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2007. - 64 с.

15. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. - СПб. : «Каро», 2007. - 144 с.

16. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. - СПб. : «Каро», 2006. - 64 с.

17. Радынова О.П. Музыка о животных и птицах. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2016. - 131 с.

18. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2009. - 64 с.

19. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1986. - 67 с.

20. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: методическое пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 128 с.

21. Хвостовцев А. Умные ручки : пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: практическое пособие. - Новосибирск, 2008. - 153 с.

22. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - М. : Метафора, 2013. - 360 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?