MUSICAL AND SPORTS TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The child's health is a refl ection of the infl uence of various environmental factors on the child's body. One of the main factors is habitual motor activity, in which music is a powerful means of infl uencing the child's psychological, physiological, and pedagogical sphere of development. According to the FSES of Preschool Education, before the child's stay in preschool is a direct educational activity, the teacher can use various technologies, including in game form, to fully reveal the potential of each child. The teacher, who owns various musical technologies, is able to infl uence the development of speech, emotions, movements of children, encourage them to activity, enrich them with bright artistic impressions, and give them joy. The author suggests the program "Music in physical culture and sports" in which musical-sports and music-healing technologies can be used in a game form in the work of educators, instructors in physical education, music managers, the program material can be recommended to parents for gaming communication with the child.

Keywords:
musical sports, music-game technologies, music of a sports orientation, musical-choreographic, musical-sports compositions.
Text

Союз музыки и спорта — явление многовековое. Спортивная песня зарождалась еще в Древней Греции. Пифагор, Платон и Аристотель активно пропагандировали систематическую музыкальную стимуляцию физического воспитания, полагая, что в человеке должно быть соразмерно развито все: тело, дух, интеллект, а музыка в данном случае должна стать связующим звеном в этом совершенствовании. Современное олимпийское движение немыслимо без спортивных песен, гимнов и соответствующей музыки, которая стимулирует спортивную активность, предоставляя организму дополнительный источник энергии в виде музыкального сопровождения. В советскую эпоху в нашей стране многие композиторы писали песни и музыку спортивной направленности, однако не все из этих творений любимы и востребованы в наше время. Корифеями этого жанра по сей день считаются А.Н. Пахмутова, В.П. Соловьев-Седой, М.И. Блантер, И.О. Дунаевский. Спортивные песни этих композиторов, написанные в прошлом веке, горячо любимы и в наше время. Благодаря песням советских и российских композиторов прославлялись подвиги наших спортсменов, пропагандировались различные виды спорта, например хоккей («Трус не играет в хоккей» А.Н. Пахмутовой), футбол («Футбол, футбол, кричат болельщики — гол!» О.М. Газманова), бокс («Песенка боксера» В.С. Высоцкого) и т.д. Большую ценность представляют собой детские спортивные песни, влияющие на развитие интереса к спорту, формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Песни, написанные для детей С.М. Сосниным, Ю.М. Чичковым, М.Л. Старокадомским и другими известными детскими композиторами, исполняются детьми с большим удовольствием и воодушевлением. Однако не только песни, но и музыка разнообразного характера способны мотивировать детей на различные двигательные реакции. Музыка в образовательных учреждениях используется повсеместно: на групповых и индивидуальных занятиях, праздниках, развлечениях, во время релаксации, пробуждения после дневного сна, встречи детей на участках и т.д. Выбор того или иного музыкального произведения налагает большую ответственность на педагогов и требует профессионализма и внимания, поскольку влияние музыки на здоровье и всестороннее развитие ребенка многогранно.

References

1. Alparova N.N., Nikolaev V.A., Susidko I.P. Osen’ zolotaya. Ch.2: Muzykal’no-igrovoy material dlya doshkol’nikov i mladshikh shkol’nikov [Autumn gold. Part 2 : Music and game material for preschoolers and primary school children]. Moscow, VLADOS Publ., Gumanit. izd. Tsentr Publ., 2000. 142 p.

2. Alyab’eva E.A. Zanyatie po psikhogimnastike s doshkol’nikami [Class psihogimnastiki with preschoolers]. Moscow, Tvorcheskiy tsentr SFERA Publ., 2008. 160 p.

3. Anisimova G.I. 100 muzykal’nykh igr dlya razvitiya doshkol’nikov: starshaya i podgotovitel’naya gruppy [100 musical games for the development of preschoolers: senior and preparatory groups]. Yaroslavl’, Akademiya razvitiy Publ., 2007. 96 p.

4. Buiedennaya T.V. Logopedicheskaya gimnastika [Speech exercises]. St. Petersburg, Detstvo-press Publ., 2009. 64 p.

5. Burenina A.N. Ritmicheskaya mozaika [Rhythmic mosaic]. St. Petersburg, 2000. 220 p.

6. Vetlugina N.A. Muzykal’noe vospitanie v detskom sadu [Musical education in kindergarden]. Moscow, Tsentr Garmoniya Publ., 2000. 146 p.

7. Gogoleva M.Yu. Logoritmika v detskom sadu: starshaya i podgotovitel’naya gruppy [Logaritmica in kindergarten: senior and preparatory group]. Yaroslavl’ : Akademiya razvitiya Publ., 2006. 120 p.

8. Demidova E.V. Programma sportivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya detey doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta «Vechnoe dvizhenie» [Program of sports-oriented physical education of children of preschool and primary school age “Eternal movement”]. Krasnodar, Ekonvest Publ., 2011. 246 p.

9. Demidova E.V. Sportivno-orientirovannoe fi zicheskoe vospitanie detey v progimnazii. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Teoriya i metodologiya innovatsionnykh napravleniy fi zkul’turnogo vospitaniya detey doshkol’nogo vozrasta» [Sports-oriented physical education of children in the gymnasium. Materials of the all-Russian scientific-practical conference with international participation “Theory and methodology of innovative directions of physical education of preschool children”]. Krasnodar, KGUFKST Publ., 2011. p. 70 .

10. Emel’yanov V.V. Fonopedicheskie uprazhneniya. Dlya razvitiya pokazateley pevcheskogo golosoobrazovaniya [Phonopedic exercises. For the development of indicators of singing voice]. Krasnodar, 1989.

11. Kaplunova I., Novoskol’tseva I. Prazdnik kazhdyy den’: Konspekty muzykal’nykh zanyatiy (srednie, starshie gruppy) [Occasion every day: Notes music classes (medium, senior group)]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2008. 272 p.

12. Kaplunova I., Novoskol’tseva I. Prazdnik kazhdyy den’: Konspekty muzykal’nykh zanyatiy (podgotovitel’nye gruppy) [Occasion every day: Notes music lessons (preparatory group]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2015. 368 p.

13. Kovalevskaya M. Muzykal’naya gimnastika dlya pal’chikov [Musical calisthenics for the fi ngers]. St. Petersburg, Soyuz khudozhnikov Publ., 2007. 28 p.

14. Kostyleva N.Yu. Pokazhi i rasskazhi: igrovye uprazhneniya na osnove foneticheskoy ritmiki [Show and tell: game exercises based on phonetic rhythm]. Moscow, Tvorcheskiy tsentr SFERA Publ., 2007. 64 p.

15. Osmanova G.A., Pozdnyakova L.A. Igry i uprazhneniya dlya razvitiya u detey obshchikh rechevykh navykov [Games and exercises for the development of children’s General speech skills]. St. Petersburg, «Karo» Publ., 2007. 44 p.

16. Ovchinnikova T.S. Logopedicheskie raspevki [Speech Therapy chants]. St. Petersburg, «Karo» Publ., 2006. 64 p.

17. Radynova O.P. Muzyka o zhivotnykh i ptitsakh [Music of animals and birds]. Moscow, Tvorcheskiy tsentr SFERA Publ., 2016. 131 p.

18. Sertakova N.M. Igra kak sredstvo sotsial’noy adaptatsii doshkol’nikov [The game as a means of social adaptation of preschool children]. St. Petersburg, Detstvo-press Publ., 2009. 64 p.

19. Timofeeva E.A. Podvizhnye igry s det’mi mladshego doshkol’nogo vozrasta: Kniga dlya vospitatelya detskogo sada [Outdoor games with children of preschool age: a Book for kindergarten teacher]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 67 p.

20. Khatskaleva G.A. Organizatsiya dvigatel’noy aktivnosti doshkol’nikov s ispol’zovaniem logoritmiki [Organization of motor activity of preschool children using logarithmic]. St. Petersburg, Detstvo-Press Publ., 2013. 128 p.

21. Khvostovtsev A. Umnye ruchki : pal’chikovye poteshki dlya detey ot 3 mesyatsev do 7 let [Smart pen : fi nger nursery rhymes for children from 3 months to 7 years]. Novosibirsk, 2008. 153 p.

22. Shchetinin M.N. Dykhatel’naya gimnastika A.N. Strel’nikovoy [Breathing exercises of A.N. Strelnikova]. Moscow, Metafora Publ., 2013. 360 p.

Login or Create
* Forgot password?