ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Социально-психологические исследования актуализируют значимость мотивационно-потребностной сферы личности и планирование карьеры для успешного осуществления профессиональной деятельности. Многочисленными исследованиями установлено, что осознанно сделанный выбор профессионального пути, внутренняя профессиональная мотивация и наличие карьерного плана конструктивным образом сказываются на профессиональной деятельности специалиста. В проведенном исследовании приняли участие мужчины и женщины, находящиеся на различных этапах профессионального пути. Установлены гендерные особенности профессиональной мотивации студентов, а также особенности карьерной ориентации опытных специалистов. Полученная информация поможет в разработке программ развития профессиональной мотивации и планирования карьеры специалистам центра управления персоналом, учесть гендерную специфику специалистов и избежать профессиональных кризисов.

Ключевые слова:
профессиональная мотивация, профессиональная карьера, профессиональный путь, личностный рост.
Текст

Актуальность и новизна исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути Современная система управления все более ориентирована на учет гендерных особенностей и базовых психологических образований, обусловленных половыми различиями [6]. Анализ теоретических источников показал, что задачу выявления специфических черт профессионального
поведения мужчин и женщин необходимо начинать решать с самого первого этапа профессионального становления (С.В. Васьковская, Е.П. Ермолаева, Б. Ливехуд, Ю.Н. Телегина и др.) [3]. Результаты отдельных исследований доказывают, что наиболее значимые различия, в профессиональной деятельности мужчин и женщин имеются в ситуации их руководства. Установлено, что для женщин характерна ориентация на карьерный рост и самореализацию, в то время как для мужчин стремление к независимости [5]. Повышенный интерес науки и практики к соотнесению эффективности профессионального места с гендерным аспектом, делает данную тему весьма актуальной. Очевидно, что отдельные профессии могут быть направлены либо на мужской, либо на женский труд, однако ключевым основанием является мотивация человека. Мотивация, является важным
качеством личности, фактором профессионального мастерства и успеха. Именно от мотивации специалиста зависит его эмоциональная вовлеченность и положительное отношение к сложности и напряжению в работе. Изучение проблемы связи половой принадлежности с выбором профессионального пути и карьеры, показало фрагментарность данных и отсутствие информации о том, чем отличаются мотивационные и карьерные предпочтения мужчин и женщин на разных этапах профессионального становления, что обосновывает новизну и значимость исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути. Описание эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути Эмпирическое исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути проводилось поэтапно. Цель — исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути. Приняло участие три группы респондентов. Количественный состав участников в каждой группе представлен 50% женщин и 50% мужчин, возрастной состав от 17 до 59 лет. Первую группу составили студенты Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в количестве 60 человек. Вторую группу — специалисты с опытом работы на одном месте в организации менее года, проходящие стадию адаптации. Количество участников группы 75 человек. Третью группу — специалисты с многолетним стажем и опытом работы (от 7 до 18 лет). Количество участников группы
60 человек. Диагностический инструментарий для проведения эмпирического исследования составили следующие методики. На начальном этапе исследования: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» (А. Маслоу), психодиагностический комплекс для изучения мотивационно- потребностной сферы студентов (Н.Н. Демиденко, И.В. Коровиной) [2]. На втором этапе: опросник «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина). На заключительном этапе: тест-опросник В.Э. Мильмана, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Список литературы

1. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : cб. науч. тр. - 2010. - № 5. - С. 3-26.

2. Демиденко Н.Н., Коровина И.В. Мотивационно-потребностные характеристики личности будущих врачей в связи с половой принадлежностью // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - № 1. - С. 107-130.

3. Карьерный путь руководителя: гендерный аспект // Кросс-культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи / Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. В III-х частях. Ч. II - Екатеринбург, 2005. - С. 265-268.

4. Климов Е.А. Проблемы профориентации // Возрастная и педагогическая психология : Материалы Всесоюзного семинара-совещания. - Пермь, 2005. - С. 124-147.

5. Профессиональные и карьерные ориентации женщин в условиях трансформации российского общества // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы: V ежегодная науч.-практ. конф. 15 мая 2002 г. Т. 1. - Екатеринбург, 2007. - С. 140-143.

6. Tokareva Y., Gasparovich Е., Tokarev А. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. - Istanbul, Turkey. Р. 992-999.

Войти или Создать
* Забыли пароль?