GENDER PECULIARITIES OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND CAREER ORIENTATIONS AT DIFFERENT STAGES OF THE PROFESSIONAL PATH
Abstract and keywords
Abstract (English):
Socio and psychological researches actualize the importance of the individual’s motivation and need sphere and the importance of career planning for the successful implementation of the professional activity. Numerous studies have established that, a choice of a professional path, made consciously, an internal professional motivation and the availability of a career plan in a constructive manner aff ect the professional activity of a specialist. The study involved men and women who are at various stages of the professional path. Gender peculiarities of professional motivation of students, as well as career orientation peculiarities of experienced specialists are established. The information obtained will help the specialists of the personnel management center to elaborate programs for the development of professional motivation and career planning, to take into account the gender specifi city of specialists and avoid professional crises.

Keywords:
professional motivation, professional career, professional path, personal growth.
Text

Актуальность и новизна исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути Современная система управления все более ориентирована на учет гендерных особенностей и базовых психологических образований, обусловленных половыми различиями [6]. Анализ теоретических источников показал, что задачу выявления специфических черт профессионального
поведения мужчин и женщин необходимо начинать решать с самого первого этапа профессионального становления (С.В. Васьковская, Е.П. Ермолаева, Б. Ливехуд, Ю.Н. Телегина и др.) [3]. Результаты отдельных исследований доказывают, что наиболее значимые различия, в профессиональной деятельности мужчин и женщин имеются в ситуации их руководства. Установлено, что для женщин характерна ориентация на карьерный рост и самореализацию, в то время как для мужчин стремление к независимости [5]. Повышенный интерес науки и практики к соотнесению эффективности профессионального места с гендерным аспектом, делает данную тему весьма актуальной. Очевидно, что отдельные профессии могут быть направлены либо на мужской, либо на женский труд, однако ключевым основанием является мотивация человека. Мотивация, является важным
качеством личности, фактором профессионального мастерства и успеха. Именно от мотивации специалиста зависит его эмоциональная вовлеченность и положительное отношение к сложности и напряжению в работе. Изучение проблемы связи половой принадлежности с выбором профессионального пути и карьеры, показало фрагментарность данных и отсутствие информации о том, чем отличаются мотивационные и карьерные предпочтения мужчин и женщин на разных этапах профессионального становления, что обосновывает новизну и значимость исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути. Описание эмпирического исследования гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути Эмпирическое исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути проводилось поэтапно. Цель — исследование гендерных особенностей профессиональной мотивации и карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути. Приняло участие три группы респондентов. Количественный состав участников в каждой группе представлен 50% женщин и 50% мужчин, возрастной состав от 17 до 59 лет. Первую группу составили студенты Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в количестве 60 человек. Вторую группу — специалисты с опытом работы на одном месте в организации менее года, проходящие стадию адаптации. Количество участников группы 75 человек. Третью группу — специалисты с многолетним стажем и опытом работы (от 7 до 18 лет). Количество участников группы
60 человек. Диагностический инструментарий для проведения эмпирического исследования составили следующие методики. На начальном этапе исследования: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» (А. Маслоу), психодиагностический комплекс для изучения мотивационно- потребностной сферы студентов (Н.Н. Демиденко, И.В. Коровиной) [2]. На втором этапе: опросник «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина). На заключительном этапе: тест-опросник В.Э. Мильмана, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.

References

1. Bodrov V.A. Psikhologicheskie issledovaniya problemy professionalizatsii lichnosti [Psychological research of the problem of professionalization of personality]. Psikhologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala [Psychological research of the problem of professional personality formation]. 2010, I. 5, pp. 3-26.

2. Demidenko N.N., Korovina I.V. Motivatsionno-potrebnostnye kharakteristiki lichnosti budushchikh vrachey v svyazi s polovoy prinadlezhnost’yu [Motivational and Need Characteristics of Future Physicians’ Personality in Connection with Sexuality]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology]. 2008, I. 1, pp. 107-130.

3. Kar’ernyy put’ rukovoditelya: gendernyy aspekt [Career path of the leader: the gender aspect]. Kross-kul’turnye i gendernye issledovaniya. Sotsiologicheskie problemy obrazovaniya, sem’i, molodezhi. Politicheskaya kul’tura i politicheskie protsessy v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya [Cross-cultural and gender studies. Sociological problems of education, family, youth. Political culture and political processes in the modern world: methodology, experience of empirical research]. Ekaterinburg, 2005, pp. 265-268.

4. Klimov E.A. Problemy proforientatsii [Problems of vocational guidance]. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: Materialy Vsesoyuznogo seminara-soveshchaniya [Age and pedagogical psychology: Materials of the All-Union seminarmeeting]. Perm’, 2005, pp. 124-147.

5. Professional’nye i kar’ernye orientatsii zhenshchin v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva [Professional and career orientations of women in the conditions of transformation of Russian society]. Globalizatsiya: real’nost’, protivorechiya, perspektivy [Globalization: reality, contradictions, perspectives]. Ekaterinburg, 2007, V. 1, pp. 140-143.

6. Tokareva Y, Gasparovich E., Tokarev A. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management // 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017. - Istanbul, Turkey. R. 992-999.

Login or Create
* Forgot password?