Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Статья посвящена актуальным проблемам осуществления педагогической поддержки личностного и профессионального развития одаренных студентов, получающих юридическое образование в контексте реализации личностно ориентированного подхода в современном российском образовании. Проведен анализ различных подходов к определению терминов «одаренность», «талантливость» в научной литературе. Обоснована важность диагностической деятельности педагогов высшей школы по выявлению талантливых студентов-юристов. Рассмотрено понятие «педагогической поддержки» как базовое. Акцентировано внимание на значении формирования у одаренных студентов-юристов готовности к получению профессиональных знаний для будущей практической деятельности, к постоянному профессиональному саморазвитию, навыков творческого профессионального мышления, коммуникативных навыков. Показано, как преподаватель помогает сформировать указанной категории студентов эмоциональную устойчивость, высокий самоконтроль поведения, способность к рефлексивному анализу, умение рационально выйти из конфликта, адекватную самооценку и уверенность в себе. В статье подробно рассматриваются направления осуществления педагогической поддержки студентов-юристов, обладающих незаурядными творческими и интеллектуальными способностями, а также предлагаются последовательные этапы реализации педагогической поддержки одаренных студентов на всех учебных курсах при получении ими высшего юридического образования.
одаренность, талантливость, педагогическая поддержка, личностно-профессиональное развитие, индивидуально-психологические особенности, юридическое образование, юридическая деятельность.
Введение
«Одаренность» и «талантливость»: современные
концепции о содержании понятий
Успешность юриста как представителя специфической профессиональной касты, играющей большую роль в современном российском обществе, зависит от набора его моральных установок, определенных врожденных и развитых психофизических качеств, а также таких профессиональных качеств, которые были им приобретены в ходе получения юридического образования. Именно педагоги высшей школы, осуществляющие преподавание профильных юридических дисциплин, должны вести непрерывную работу по диагностике потенциала обучающихся, выявлять талантливых студентов-юристов. Возможно, одаренные студенты, получающие сегодня высшее юридическое образование на том или ином его уровне, станут движущей силой, способной в недалеком будущем обеспечить интенсивное развитие российской правовой системы, представляя собой ценность для общества в целом. Одной из популярных концепций одаренности является концепция Дж. Рензулли, утверждающего, что одаренность включает в себя интеллектуальные способности, творческие способности, настойчивость, представляющую собой мотивацию для достижения определенного результата, эрудированность, а также благоприятные условия окружающей среды. Исходя из составляющих одаренности, автор концепции определяет и направления педагогической работы, проведение которой необходимо для развития этого природного явления в обучающихся [6]. Отечественная наука и педагогическая практика не имеют однозначной позиции о природе одаренности. Сторонники одной точки зрения определяют одаренность как генетически обусловленную исключительность, которую необходимо развивать [2; 5].
1. Белбин Р.М. Команды менеджеров [Текст] / Р.М. Белбин. - М.: HIPPO, 2003. - 172 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 434 с.
5. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики [Текст] / А.М. Матюшкин . - М.: Директ-Медиа, 2014. - 127 с.
6. Официальный сайт Джозеффа Рензулли [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intelltheory.com/renzulli.shtml (дата обращения: 21.03.2018).
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
8. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М., 1961.