сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник с 01.01.2012 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрен практический опыт преподавания адаптационной дисциплины (АД) «Социальная адаптация» студентам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. В качестве экспериментальной группы были выбраны студенты 1-го курса направлений «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение». Результаты их обучения были сопоставлены по критериально-уровневой системе с результатами обучения студентов из контрольной группы, которые на втором курсе изучали дисциплину базового блока «Психология». Также в задачи исследования входило изучение влияния реализации адаптационных дисциплин на психофизическое состояние учащихся с ОВЗ и инвалидностью, которые обучались в экспериментальной группе, и условно здоровых студентов. Для исследования психофизического состояния все студенты в начале и в конце учебного процесса заполняли опросники «Самочувствие. Активность. Настроение» и «Тест жизнестойкости». Анализ результатов обследования психофизического состояния студентов и показателей сформированных знаний, умений и навыков по АД «Социальная адаптация» показал, что внедрение в учебный процесс организаций высшего образования АД эффективно. Это приводит к повышению знаний учащихся в областях специальной психологии и психологии инвалидности, а также влияет на психологические установки и психофизическое состояние студентов, повышая уровень их настроения, самочувствия, увеличивая жизнестойкость и ответственность за свою жизнь.
адаптационные дисциплины, студенты с ОВЗ и инвалидностью, социальная адаптация, инклюзивное образование.
Включение в учебный процесс в образовательных организациях высшего образования адаптационных дисциплин для студентов с ОВЗ и инвалидностью влияет на овладение профессиональными компетенциями, становление и развитие личности, коррекцию имеющихся психофизических нарушений и улучшение эмоционально-волевой сферы учащихся. Процесс адаптации образовательных программ посредством добавления в них адаптационных дис-
циплин (модулей) — одно из важнейших условий, позволяющих реализовать инклюзивное профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидов, наряду с доступностью зданий образовательных организаций и других условий. Одной из целей процесса адаптации образовательных программ высшего образования и реализации адаптационных дисциплин (модулей) является коррекция психофизических нарушений у студентов с ОВЗ и инвалидностью путем применения здоровьесберегающих педагогических технологий, помощи и поддержки в процессах адаптации и социализации в образовательной среде, психологической поддержки и изменения негативных
личностных установок как самих студентов с ОВЗ и инвалидностью, так и их социального окружения. Разработка и внедрение адаптационных дисциплин (модулей) является одним из аспектов развития инклюзивного образования в системе высшего образования. В этой связи особое значение приобретает научно-исследовательская работа по изучению практического опыта преподавания адаптационных дисциплин (модулей) и их влияния на образовательный процесс и психофизическое состояние учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Целью данного исследования является изучение влияния на психофизическое состояние студентов с ОВЗ и инвалидностью адаптационной дисциплины «Социальная адаптация», которая реализуется в Институте бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС).
1. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006.
2. Образовательный стандарт (базовый) по направлению подготовки высшего образования 41.03.05 «Международные отношения» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ranepa.ru/images/standarty/VO/Sobstv_Standarty_VO/ 41.03.05_mejd-otnosheniya_8337.pdf (дата обращения: 28.02.2017).
3. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учебн. пособие для студентов учреждений высш. образования / О.Н. Рыбников. - М.: Академия, 2014. - 25 с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст].