STUDY OF THE EFFECT OF TEACHING ADAPTATIONAL DISCIPLINES ON THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF STUDENTS WITH DISABILITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The practical experience of teaching the adaptive discipline (AD) "Social adaptation" for students with disability in the Institute of Business Administration of RANEPA is considered in the article. As an experimental group, students from the first year of the programms "International Relations" and "Foreign Regional Studies" were selected. The results of their training were compared on the criterial-level system with the results of training of students from the control group, who in the second year studied the discipline of the basic block "Psychology". Also, the study included the study of the impact of the implementation of adaptation disciplines on the psychophysical state of students with disability, which were trained in the experimental group, and conditionally healthy students. To study the psychophysical state, all students at the beginning and at the end of the educational process filled out the questionnaires "Health. Activity. Mood"and"Test of hardiness". The analysis of the results of the examination of the students' psychophysical state and the indicators of the generated knowledge, skills and habits according to the AD "Social adaptation" showed that the introduction of AD in the educational process of organizations of higher education is effective. This leads to an increase in the knowledge of students in the areas of special psychology and psychology of disability, and also affects the psychological attitudes and psychophysical state of students, increasing their mood, feeling, increasing vitality and responsibility for their lives.

Keywords:
adaptive disciplines, students with disability, social adaptation, inclusive education.
Text

Включение в учебный процесс в образовательных организациях высшего образования адаптационных дисциплин для студентов с ОВЗ и инвалидностью влияет на овладение профессиональными компетенциями, становление и развитие личности, коррекцию имеющихся психофизических нарушений и улучшение эмоционально-волевой сферы учащихся. Процесс адаптации образовательных программ посредством добавления в них адаптационных дис-
циплин (модулей) — одно из важнейших условий, позволяющих реализовать инклюзивное профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидов, наряду с доступностью зданий образовательных организаций и других условий. Одной из целей процесса адаптации образовательных программ высшего образования и реализации адаптационных дисциплин (модулей) является коррекция психофизических нарушений у студентов с ОВЗ и инвалидностью путем применения здоровьесберегающих педагогических технологий, помощи и поддержки в процессах адаптации и социализации в образовательной среде, психологической поддержки и изменения негативных
личностных установок как самих студентов с ОВЗ и инвалидностью, так и их социального окружения. Разработка и внедрение адаптационных дисциплин (модулей) является одним из аспектов развития инклюзивного образования в системе высшего образования. В этой связи особое значение приобретает научно-исследовательская работа по изучению практического опыта преподавания адаптационных дисциплин (модулей) и их влияния на образовательный процесс и психофизическое состояние учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Целью данного исследования является изучение влияния на психофизическое состояние студентов с ОВЗ и инвалидностью адаптационной дисциплины «Социальная адаптация», которая реализуется в Институте бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС).

References

1. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoykosti. M.: Smysl, 2006.

2. Obrazovatel'nyy standart (bazovyy) po napravleniyu podgotovki vysshego obrazovaniya 41.03.05 «Mezhdunarodnye otnosheniya». [Elektronnyy resurs]: http://www.ranepa.ru/images/standarty/ VO/Sobstv_Standarty_VO/41.03.05_mejd-otnosheniya_8337.pdf (data obrashcheniya: 28.02.2017).

3. Rybnikov O.N. Psikhofiziologiya professional'noy deyatel'nosti: uchebn. posobie dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2014. 25 s.

4. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».

Login or Create
* Forgot password?