ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу профессионального самочувствия академических профессионалов, во многом определяющему инновационный потенциал высококвалифицированного персонала высшей школы. Трансформация академической среды, превращение преподавателей в обычных наемных работников меняет для них цель и мотивацию профессиональной деятельности. Вместе с тем выбор той или иной стратегии поведения академического профессионала зависит от накопленных запасов человеческого и социального капитала, от ресурсных возможностей возрастных когорт. Выводы опираются на данные эмпирического исследования в стиле кейс-стади процессов, происходящих на региональном академическом рынке труда, на анализ ресурсов и профессиональных перспектив молодых преподавателей и «возрастных» профессоров. Анализ данных локального социологического исследования профессионального самочувствия преподавателей Уральского федерального университета позволил сделать вывод о том, что под влиянием изменений академической среды профессиональная идентичность молодых преподавателей не может полностью сформироваться, поскольку отсутствуют единство в представлениях о целях профессии преподавателя, слабеет профессиональная преемственность ценностно-нормативных особенностей способа жизни и деятельности в науке.

Ключевые слова:
академические профессионалы, профессиональное самочувствие, поколенческий анализ, адаптационные ресурсы.
Текст

Статья подготовлена в рамках гранта № 1801100907, поддержанного РФФИ

АКТУАЛЬНОСТЬ


Исследование проблем несоответствия структуры спроса и предложения на российском рынке труда, дефицита квалификаций у выпускников университета остается одной из тем, активно обсуждаемых социологами, экономистами и политиками. Нередко одной из причин сложившейся ситуации называется неспособность вузовского образовательного сообщества быстро перестроиться в ответ на вызовы внешней среды, его инерционность и в определенной степени консерватизм, медлительность в переходе на новые образовательные технологии. В университетской среде бурно обсуждаются и опровергаются подобные претензии, выдвигается немало справедливых
возражений и обоснованных аргументов в защиту профессионального сообщества [1]. Внедрение регламентов уровневой системы, существенно увеличивающее нагрузку преподавателя в области учебнометодического обеспечения своего предмета, не всегда связано с содержательными изменениями читаемых дисциплин. Создание новых УМК (учебнометодических комплексов) часто превращается в формальный, бумажный процесс, не имеющий никакого отношения к качеству обучения. Превращение преподавателей вуза в наемных работников производства образовательных услуг призвано повысить экономическую эффективность учреждений высшего профессионального образования. В результате трудовые отношения в российских вузах становятся похожими на отношения в коммерческих организациях. Выстраивание системы внешнего оценивания труда преподавателей («эффективный контракт») вряд ли сможет заменить существующие и проверенные годами формы оценки, такие как академические стандарты поведения и репутационные механизмы контроля [2]. Изменение условий работы на академическом рынке труда предъявляет новые требования к педагогу высшей школы, направляя его на постоянное повышение показателей научной деятельности, учет потребностей работодателей и рынка труда в подготовке будущих специалистов. Как реагируют преподаватели университета на изменившиеся условия профессиональной деятельности, готовы ли они принять изменившиеся правила и новые профессиональные стандарты труда? Предметом нашего особого внимания стали молодые (до 36 лет) преподаватели университета, их оценки происходящих процессов, самооценки ресурсов и профессиональных перспектив. Внимание к этой целевой группе не случайно, ибо при оценке эффективности деятельности университета одним из значимых показателей выступает профессиональный уровень молодых преподавателей до 36 лет. Многие вузы утратили свои ведущие позиции из-за острой нехватки в вузах молодых талантливых преподавателей. Именно эта категория педагогов высшей школы будет формировать облик будущего университета. Наряду с этим не менее важно отслеживать изменение системы мотивации «возрастных» профессоров, которые ведут активную работу по подготовке молодых специалистов, определяя во многом сегодняшнее состояние организационной культуры университета.

Список литературы

1. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени / Под ред. Л.Н. Банниковой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 364 с.

2. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. - 2016. - T. 8. - № 3. - С. 116-136.

3. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. - 2015. - № 4. - С. 72-98.

4. Evans L. University professors as academic leaders: Professorial leadership development needs and provision // Educational Management Administration & Leadership. Том: 45. Выпуск: 1. JAN 2017. С. 123-140. doi.org/10.1177/1741143215578449

5. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992-2012 // Форсайт. - 2013. - T. 7. - № 3. - С. 38-47.

6. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, вузе//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2015. - № 6. - С. 153-163.

7. Контракты в академическом мире: сб. стат. / науч. ред. М.М. Юдкевич. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 391 с.

8. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета //Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 88-111.

9. Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 80-87.

10. Коровицина Н.В. С Россией и без нее: Восточноевропейский путь развития:социокультурные контуры. - М.: Изд-во: Эксмо, 2003. - 288 с.

11. Петрова Л.Е. Молодые взрослые: типология стратегий совладания с жизненными трудностями // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - №2(57). - С. 208-211. - (Социально-гуманитарные науки).

12. Чернова Ж.В. Гендерный анализ семейной политики в современной России: особенности и тенденции: автореф. дис. … д-ра социол. наук. - Саратов, 2013. - 39 с.

13. Индикаторы образования. Официальный бюллетень Федеральной службы государственной статистики и ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 25.03.2018)

Войти или Создать
* Забыли пароль?