Ekaterinburg, Russian Federation
Ekaterinburg, Russian Federation
The article is devoted to the analysis of the academic professionals occupational health, which largely determines the qualifi ed high school workers innovative potential. The academic environments transformation, the conversion of teachers into ordinary employees changes their purpose and motivation for their professional activity. At the same time the choice of the academic professionals behavior strategy depends on the reserves of human and social capital and on the resource possibilities of age cohorts. The conclusions are based on empirical research in the case-study style, occuring on the regional academic labor market, on the analysis of resources and young teachers and "age" professors professional perspectives. Analysis of the material of the local sociological study of the Ural Federal University teachers professional health led to the conclusion that the professional identity of young teachers can't be formed completely under the infl uence of changes in the academic environment due to the lack of oneness in the understanding the teaching professions purposes and the weakness of the valueregulatory features of life and science activitys professional continuity.
academic professionals, professional well-being, generational analysis, adaptive resources.
Статья подготовлена в рамках гранта № 1801100907, поддержанного РФФИ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Исследование проблем несоответствия структуры спроса и предложения на российском рынке труда, дефицита квалификаций у выпускников университета остается одной из тем, активно обсуждаемых социологами, экономистами и политиками. Нередко одной из причин сложившейся ситуации называется неспособность вузовского образовательного сообщества быстро перестроиться в ответ на вызовы внешней среды, его инерционность и в определенной степени консерватизм, медлительность в переходе на новые образовательные технологии. В университетской среде бурно обсуждаются и опровергаются подобные претензии, выдвигается немало справедливых
возражений и обоснованных аргументов в защиту профессионального сообщества [1]. Внедрение регламентов уровневой системы, существенно увеличивающее нагрузку преподавателя в области учебнометодического обеспечения своего предмета, не всегда связано с содержательными изменениями читаемых дисциплин. Создание новых УМК (учебнометодических комплексов) часто превращается в формальный, бумажный процесс, не имеющий никакого отношения к качеству обучения. Превращение преподавателей вуза в наемных работников производства образовательных услуг призвано повысить экономическую эффективность учреждений высшего профессионального образования. В результате трудовые отношения в российских вузах становятся похожими на отношения в коммерческих организациях. Выстраивание системы внешнего оценивания труда преподавателей («эффективный контракт») вряд ли сможет заменить существующие и проверенные годами формы оценки, такие как академические стандарты поведения и репутационные механизмы контроля [2]. Изменение условий работы на академическом рынке труда предъявляет новые требования к педагогу высшей школы, направляя его на постоянное повышение показателей научной деятельности, учет потребностей работодателей и рынка труда в подготовке будущих специалистов. Как реагируют преподаватели университета на изменившиеся условия профессиональной деятельности, готовы ли они принять изменившиеся правила и новые профессиональные стандарты труда? Предметом нашего особого внимания стали молодые (до 36 лет) преподаватели университета, их оценки происходящих процессов, самооценки ресурсов и профессиональных перспектив. Внимание к этой целевой группе не случайно, ибо при оценке эффективности деятельности университета одним из значимых показателей выступает профессиональный уровень молодых преподавателей до 36 лет. Многие вузы утратили свои ведущие позиции из-за острой нехватки в вузах молодых талантливых преподавателей. Именно эта категория педагогов высшей школы будет формировать облик будущего университета. Наряду с этим не менее важно отслеживать изменение системы мотивации «возрастных» профессоров, которые ведут активную работу по подготовке молодых специалистов, определяя во многом сегодняшнее состояние организационной культуры университета.
1. Vosproizvodstvo inzhenernyh kadrov: vyzovy novogo vremeni / Pod red. L.N. Bannikovoy. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. - 364 s.
2. Kurbatova M.V., Kagan E.S. Opportunizm prepodavateley vuzov kak sposob prisposobleniya k usileniyu vneshnego kontrolya deyatel'nosti // Zhurnal institucional'nyh issledovaniy. - 2016. - T. 8. - № 3. - S. 116-136.
3. Balackiy E.V. Novye trendy v razvitii universitetskogo sektora // Mir Rossii. - 2015. - № 4. - S. 72-98.
4. Evans L. University professors as academic leaders: Professorial leadership development needs and provision // Educational Management Administration & Leadership. Tom: 45. Vypusk: 1. JAN 2017. S. 123-140. doi.org/10.1177/1741143215578449
5. Sivak E.V., Yudkevich M.M. Akademicheskaya professiya v sravnitel'noy perspektive: 1992-2012 // Forsayt. - 2013. - T. 7. - № 3. - S. 38-47.
6. Fadeeva I.M., Fedoseeva M.V. Samochuvstvie prepodavatelya v obschestve, vuze//Monitoring obschestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social'nye peremeny. - 2015. - № 6. - S. 153-163.
7. Kontrakty v akademicheskom mire: sb. stat. / nauch. red. M.M. Yudkevich. - M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2011. - 391 s.
8. Abramov R.N., Gruzdev I.A., Terent'ev E.A. Rabochee vremya i rolevye napryazheniya sotrudnikov sovremennogo rossiyskogo universiteta //Voprosy obrazovaniya. - 2017. - № 1. - S. 88-111.
9. Ahmetshina E.R. Professional'naya identichnost' prepodavatelya vuza v usloviyah reformirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. - 2009. - № 4 (12). - S. 80-87.
10. Korovicina N.V. S Rossiey i bez nee: Vostochnoevropeyskiy put' razvitiya:sociokul'turnye kontury. - M.: Izd-vo: Eksmo, 2003. - 288 s.
11. Petrova L.E. Molodye vzroslye: tipologiya strategiy sovladaniya s zhiznennymi trudnostyami // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2006. - №2(57). - S. 208-211. - (Social'no-gumanitarnye nauki).
12. Chernova Zh.V. Gendernyy analiz semeynoy politiki v sovremennoy Rossii: osobennosti i tendencii: avtoref. dis. … d-ra sociol. nauk. - Saratov, 2013. - 39 s.
13. Indikatory obrazovaniya. Oficial'nyy byulleten' Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki i VShE [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (data obrascheniya: 25.03.2018)