В статье показаны отдельные проблемы повышения эффективности государственного управления и влияние на нее профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Выявлены основные причины сдерживания развития государственной гражданской службы из-за отсутствия или недостаточного научно-экономического обоснования необходимых социально-экономических механизмов рационального регулирования создания для этого необходимых условий. На основе анализа результатов реализации Концепции реформирования системы государственной службы в статье отмечается, что наряду с успешным решением целого ряда проблем в этой сфере, до настоящего времени не решены ключевые задачи по этим вопросам. К ним отнесены: отсутствие до настоящего времени федерального государственного органа по управлению госслужбой, с 2014 года приостановлена разработка и реализация программ развития государственной гражданской службы; полностью игнорируется в системе государственного управления такой важнейший принцип взаимодействия государства и граждан, как «дебюрократизация», который был определен в вышеуказанной Концепции еще в 2001 году и др. В статье предложены некоторые рекомендации по решению указанных проблем, а также по совершенствованию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
Послание Президента Российской Федерации, Концепция реформирования системы государственной службы, Федеральный закон, программы развития, государственная гражданская служба; конкурентная среда, дебюрократизация, орган государственного управления госслужбой, государственная кадровая политика, монополии, эффективность развития госслужбы, Кодексы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, социально-экономические механизмы повышения эффективности управления экономикой, Концепция административной реформы в Российской Федерации, Федеральное Министерство, федеральная служба, федеральное агентство.
Отправным началом системного реформирования и эффективного развития государственной службы Российской Федерации является Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № ПР1496 (далее - Концепция). Согласно Концепции государственная служба является важнейшим инструментом государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее «административной системы управления». Далее в Концепции указано на наличие ряда проблем, включая важнейшие из них:
недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;
низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней;
отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации между органами государственной власти, структурными
подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества. Прошло полных шестнадцать лет, а вышепоказанные проблемы только возросли по объему и их значимости. Согласно указанной Концепции целями реформирования гопосударственной службы являются «кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепление государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации». Были поставлены и в основном решены задачи реформирования государственной службы за исключением важнейших из них — это «разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной
службы» и «формирование системы управления государственной службой и ее координация», а также задачи формирования системы государственной службы поэтапно, планомерно, на основе соответствующих программ, финансового и ресурсного обеспечения, с учетом отечественного, а также зарубежного опыта, применимого в российских условиях.
В Концепции также были выработаны основные принципы функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих, а также система принципов взаимодействия государственной службы
и структур гражданского общества, которые обеспечивают определенное функционирование системы государственной службы.
1. Концепция реформирования системы государственной службы, утвержденная Президентом Российской Федерации от 15.08.2001 № ПР-1496
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 г.
3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах(одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010)
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018)
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)
10. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
11. Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
12. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».