ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются тенденции изменения трудового потенциала современной России с точки зрения формирования, сохранения и использования интеллектуальных способностей трудовых ресурсов. Обосновывается, что рост трудового потенциала за счет экстенсивного фактора, т.е. в количественном выражении, становится все менее вероятным для России даже при условии повышения рождаемости. Оцениваются возможности наращивания трудового потенциала за счет интеллектуальной составляющей, что обусловлено также и другими факторами, связанными с развитием экономики знаний. Показаны основные «точки роста» и проблемные зоны в сфере управления интеллектуальными ресурсами, формирующими новое качество рабочей силы. Обозначены нежелательные последствия трудовой мобильности с точки зрения экономических потерь от количественных диспропорций спроса и предложения на современном российском рынке труда, связанных с оттоком квалифицированной рабочей силы за рубеж.

Ключевые слова:
труд, трудовой потенциал, трудовые ресурсы, образование, качество рабочей силы, трудоустройство, трудовая мобильность.
Текст

ТРУД И ИНТЕЛЛЕКТ В НЕРАЗРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ

Труд как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей, в общепринятом понимании составляет основу человеческой жизни. При этом характер труда во многом определяется достигнутым уровнем развития производительных сил общества, в том числе уровнем развития способностей самого человека.

В современных условиях во многих сферах экономической деятельности организация труда предусматривает расширение функций работника и переход от разделения труда и узкой специализации к так называемому универсалу. Данное обстоятельство предопределяет главной задачей кадровой политики раскрытие человеческого потенциала. В свою очередь, это предъявляет повышенные требования к системе образования в целом и к системе профессионального образования в частности.

По мнению многих исследователей, постиндустриальное общество предполагает формирование новой организационной структуры по типу сетевой модели. Организация, образованная по сетевому принципу, — это структура, сформированная в соответствии с нормами организационного взаимодействия в постиндустриальном, информационном обществе. В определенной степени это относится и к сфере образования. В ситуации перехода образования к открытым моделям в рамках глобальных коммуникационных потоков и размывания границ образование как сфера общественной жизни должно допускать разные модели воспроизводства.

Это означает, что образование вынуждено становиться сетевым не только в смысле создания информационных баз данных и информационных потоков, поступающих через систему «мировой информационной паутины», но и с точки зрения открытости и доступности системы для разных потребителей образовательных услуг.

Тем самым формируется представление о системе образования как о пространстве, в котором конкретный человек, становящийся субъектом, собирающий свой вариант своего образования (начиная от освоения глубоко продвинутых культурных практик и заканчивая простыми формами социализации), является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность [6, с. 51–58].

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.

2. Вильховченко Э. Прогресс труда на современном этапе НТР (соотношение детерминизма технологического, организационного и социокультурного) // Международные экономические отношения. 1992. № 10.

3. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России?: Препринт WP15/2007/01. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

4. Мкртчан Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999. № 9. С. 101.

5. Регионы России: цели, проблемы, достижения. Доклад о развитии человеческого потенциала Российской Федерации за 2006/2007 гг. / Под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой. М.: Весь мир, 2007.

6. Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. М.: Логос, 2001.

7. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012: стат. сб. Росстат. M., 2012.

8. Труд и занятость в России. 2011: стат. сб. Росстат. М., 2011.

9. Устойчивое развитие: вызовы Рио. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. 2013 / Рук. авт. кол. С.Н. Бобылев. М., 2013.

10. Индикаторы образования: 2013: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.

11. Becker G. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.

12. International workshop «Youth and Skills: Putting education to work. Challenges and Opportunities for the UK» in Nottingham (UK): [Electronic resource] / UNESCO.Electron.doc. Access to doc.: http://www.unesco.org.uk/events / 2012_efa_global_monitoring_report_colloquium, free.

Войти или Создать
* Забыли пароль?