INTELLECTUAL POTENTIAL OF LABOUR RESOURCES IN THE MODERN RUSSIA: FORMATION, RETENTION, UTILIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers trends in labour potential of modern Russia from the point of view of formation, preservation and use of intellectual abilities of labour resources. The author provides that the growth of labour potential at the extensive factor, i.e. in quantitative terms, is becoming less likely to Russia even if the increase in the birth rate. The author evaluates the possibilities of increasing the employment potential due to the intellectual component that is due to other factors, related with development of the knowledge economy. In the article the main «points of growth» and problematic issues in the management of intellectual resources forming a new quality of the labour force. The author marks unintended consequences of labour mobility from the point of view of economic losses from quantitative imbalances of supply and demand in the modern Russian labour market, associated with the outflow of skilled labour abroad.

Keywords:
labour, labour potential, labour resources, education, quality of labour force, employment, labour mobility.
Text

ТРУД И ИНТЕЛЛЕКТ В НЕРАЗРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ

Труд как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей, в общепринятом понимании составляет основу человеческой жизни. При этом характер труда во многом определяется достигнутым уровнем развития производительных сил общества, в том числе уровнем развития способностей самого человека.

В современных условиях во многих сферах экономической деятельности организация труда предусматривает расширение функций работника и переход от разделения труда и узкой специализации к так называемому универсалу. Данное обстоятельство предопределяет главной задачей кадровой политики раскрытие человеческого потенциала. В свою очередь, это предъявляет повышенные требования к системе образования в целом и к системе профессионального образования в частности.

По мнению многих исследователей, постиндустриальное общество предполагает формирование новой организационной структуры по типу сетевой модели. Организация, образованная по сетевому принципу, — это структура, сформированная в соответствии с нормами организационного взаимодействия в постиндустриальном, информационном обществе. В определенной степени это относится и к сфере образования. В ситуации перехода образования к открытым моделям в рамках глобальных коммуникационных потоков и размывания границ образование как сфера общественной жизни должно допускать разные модели воспроизводства.

Это означает, что образование вынуждено становиться сетевым не только в смысле создания информационных баз данных и информационных потоков, поступающих через систему «мировой информационной паутины», но и с точки зрения открытости и доступности системы для разных потребителей образовательных услуг.

Тем самым формируется представление о системе образования как о пространстве, в котором конкретный человек, становящийся субъектом, собирающий свой вариант своего образования (начиная от освоения глубоко продвинутых культурных практик и заканчивая простыми формами социализации), является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность [6, с. 51–58].

References

1. Bell D. Gryadushchee postindustrial´noe obshchestvo. Opyt sotsial´nogo prognozirovaniya / Per. s angl. M.: Academia, 1999.

2. Vil´khovchenko E. Progress truda na sovremennom etape NTR (sootnoshenie determinizma tekhnologicheskogo, organizatsionnogo i sotsiokul´turnogo). Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. 1992. № 10.

3. Mal´tseva I.O. Trudovaya mobil´nost´ i stabil´nost´: naskol´ko vysoka otdacha ot spetsificheskogo chelovecheskogo kapitala v Rossii?: Preprint WP15/2007/01. M.: GU VShE, 2007.

4. Mkrtchan G., Chistyakov I. Sotsial´nye aspekty rynka truda. Obshchestvo i ekonomika. 1999. № 9. S. 101.

5. Regiony Rossii: tseli, problemy, dostizheniya. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala Rossiyskoy Federatsii za 2006/2007 gg. / Pod obshch. red. prof. S.N. Bobyleva i A.L. Aleksandrovoy. M.: Ves´ mir, 2007.

6. Smirnov S.A. Praktikuemye modeli sotsial´no-gumanitarnogo obrazovaniya. Prepodavanie sotsial´no-gumanitarnykh distsiplin v vuzakh Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy. M.: Logos, 2001.

7. Sotsial´noe polozhenie i uroven´ zhizni naseleniya Rossii. 2012: stat. sb. Rosstat. M., 2012.

8. Trud i zanyatost´ v Rossii. 2011: stat. sb. Rosstat. M., 2011.

9. Ustoychivoe razvitie: vyzovy Rio. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii. 2013 / Ruk. avt. kol. S.N. Bobylev. M., 2013.

10. Indikatory obrazovaniya: 2013: stat. sb. M.: Natsional´nyy issledovatel´skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», 2013.

11. Becker G. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.

12. International workshop «Youth and Skills: Putting education to work. Challenges and Opportunities for the UK» in Nottingham (UK): [Electronic resource] / UNESCO.Electron.doc. Access to doc.: http://www.unesco.org.uk/events / 2012_efa_global_monitoring_report_colloquium, free.

Login or Create
* Forgot password?