СКВЕРНОСЛОВИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРИЧИНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сквернословие усугубляет проблемы в социализации и развитии личности несовершеннолетних: определяет отношение к несовершеннолетнему и затрудняет его адаптацию среди окружающих; тормозит развитие монологической речи и, соответственно, интеллектуальной сферы; взаимосвязано с развитием девиаций поведения. Предупреждение и преодоление сквернословия несовершеннолетних (первичная и вторичная профилактика) осуществляется путем нейтрализации его причин. К основным группам факторов и причин сквернословия можно отнести следующие: сквернословие в среде несовершеннолетнего, низкий уровень культуры самого несовершеннолетнего; его коммуникативные и социально-психологические проблемы. Алгоритм составления программы профилактики сквернословия включает анализ исходной ситуации, формулировку целей, анализ соответствия запланированной работы целям и решению выделенных ведущих причин, анализ целесообразности последовательности работы, ее возможной результативности, использование возможностей межведомственного и внутришкольного взаимодействия специалистов, социального партнерства.

Ключевые слова:
сквернословие, последствия сквернословия для несовершеннолетних, факторы и причины сквернословия несовершеннолетних, профилактика, алгоритм составления программы.
Текст

Актуальность материалов данной статьи связана с тем, что проблема сквернословия в современном российском обществе свидетельствует о тенденции разрушения русского языка как части общей национальной культуры, о существующем кризисе в общественном сознании, нравственной деградации.

Список литературы

1. Башманова Е.Л. Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи [Текст] / Е.Л. Башманова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 174-183.

2. Словарь русского языка [Текст]: в 4 т. Т. 4. С-Я. / АН СССР. Ин-т русс.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1984. - С. 106.

3. Викторук Е.Н. Педагогический университет - пространство чистой речи [Текст] / Е.Н. Викторук, Т.Н. Садырина, А.С. Черняева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 3. - С. 234-242.

4. Петрова И.Л. Юрислингвистическиие проблемы инвективности [Текст] / И.Л. Петрова // Вестник Владимирского юридического института. - 2015. - № 4. - С. 179-183.

5. Пацыба В.И. Ценностная структура личности и ненормативное речевое поведение [Текст] / В.И. Пацыба // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - № 1. - С. 74-77.

6. Новокрещенова И.Л. Сквернословие и методы его искоренения в студенческих группах ВГАУ [Текст] / И.Л. Новокрещенова, Н.А. Саврасова, Н.П. Шалиткина // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2006. - № 13. - С. 78-84.

7. Вагапова А.Р. Представления о благополучии и их влияние на эмоционально-оценеочное отношение к другим [Текст] / А.Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2014. - Т. 14. - № 3-1. - С. 66-71.

8. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей [Текст] / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 15-17.

9. Смирнова Л.Г. Культура русской речи [Текст] / Л.Г. Смирнова. - М.: Русское слово - РС, 2005.

10. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. - 508 с.

11. Гаряев П. Лекция о сквернословии [Электронный ресурс]. - URL: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 (дата обращения: 12.03.2017).

12. Кузьмин В.П. Ненормативная лексика студентов как социальный феномен (социологический анализ) [Текст] / В.П. Кузьмин // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: Сб. трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ / Под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. - 2017. - С. 346-349.

13. Киенко Т.С. Ненормативная лексика как социальный феномен (анализ опроса жителей провинциального российского города) [Текст] / Т.С. Киенко // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 124-133.

14. Дубровина Д.А. Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика [Текст] / Д.А. Дубровина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 52-56.

Войти или Создать
* Забыли пароль?