Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Идея диалога в образовании рассматривается в контексте поликультурного формата его функционирования; диалог характеризуется в качестве формы субъект-субъектного взаимодействия; диалог созна- ний трактуется как «диалог культур»; особо подчеркивается, что высшая школа в своем стремлении формировать у студентов культуру диалогового стиля взаимодействия находится в начале пути. В статье поэтапно представлена система работы по созданию эффективного авторского текста применительно к межкультурному диалогу.
лингводидактическое сопровождение, диалогический стиль взаимодействия, опыт ведения межкультурного диалога, экстралингвистическое сопровождение.
Идея диалога как способа взаимодействия и познания своими корнями уходит в историю философской и педагогической мысли: 1) интерес к феномену диалога проявляли Сократ, M. Buber, G. Gadamer, A. Camus, H.P. Sartre, М. Heidegger; 2) на гуманистическую направленность диалоговой стратегии указали Платон, Komensky, Песталоцци, Rousseau, A. Diesterveg, К.Д. Ушинский; 3) целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С. Аве-
ринцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др.; 4) исследованием моделей диалога в образовании как способности принять другого занимались
С.В. Белова, В.В. Горшкова, В.А. Петрова, А.В. Мурга и др.; 5) педагогический аспект диалога как формы сотворчества преподавателей и студентов рассматривали Л.Л.Балакина, Г.М. Бирюкова, М.С. Каган, С.В. Нилова [1].
1. Алефиренко Н. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка [Текст] / Н. Алефиренко. - М.: Флинта, 2010.
2. Василенко И.А. Международные переговоры [Текст] / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013.
3. Владимирова Т.Е. Призванные в общение. Русский дискурс в межкультурной коммуникации [Текст] / Т.Е. Владимирова. - М.: КомКнига, 2012.
4. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2018.
5. Корнилов О.Л. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов [Текст] / О.Л. Корнилов. - М.: КДУ, 2013.
6. Романова Н.Н. Межкультурный диалог как основа овладения иноязычной коммуникативной деятельностью (в сфере международных связей с общественностью [Текст] / Н.Н. Романова, Т.П. Скорикова // Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте: Первый международный форум в Японии по русистике, культуре, педагогике // Научный журнал. - Киото: Университет Киото Санге, 2014. - С. 515-519.
7. Романова Н.Н. Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции при обучении русскому языку иностранных студентов-экономистов [Текст] / Н.Н. Романова, И.О. Амелина // Известия ЮЗГУ. Серия «Лингвистика и педагогика». - 2014. - № 3. - С. 63-69.
8. Черкашина Т.Т. Язык деловых межкультурных коммуникаций [Текст]: учебник. Гриф МОН РФ / Т.Т. Черкашина [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2017.
9. Черкашина Т.Т. Языковые маркеры в практике коммуникативного лидерства как элемент эффективного управления [Текст] / Т.Т. Черкашина // Вестник Московского университета. Серия 21 «Управление (государство и общество)». - 2015. - № 2. - С. 112-127.