Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются теоретические аспекты развития предпосылок грамотности у дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обосновывается инновационная технология стимулирования речевой аналитико-синтетической активности, лингвокреативной деятельности детей с применением звукозаписей песен в рамках Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»). Дается описание технологии формирования предпосылок грамотности у детей седьмого года жизни, данных апробации в ДОО. Показано влияние инновационной технологии использования песен в образовательном процессе детского сада на развитие речи детей, звуковой аналитико-синтетической лингвокреативной активности. Возникновение интереса к чтению, творческих игр в читающего человека.
языковая личность, предпосылки грамотности, риторика, самодеятельная творческая игра, игры в читающего человека, песня, инновационная технология «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»).
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».
Как известно, становление грамотности как общекультурного навыка, заключающегося в умении читать и писать, у дошкольника происходит в контексте общего речевого развития [1; 2; 7; 8].
Определение содержания, средств, методов и форм обучения родному языку в лингводидактике (общей теории обучения языкам) строится с учетом современных знаний о механизмах речи, о природе речевой деятельности [11]. Ставит его в контекст личностно ориентированного образования как компетенцию языковой личности [1; 2; 7; 8; 12]. Речевое воспитание дошкольника выступает как обучение общению на родном языке, и при этом само обучение понимается широко, как взаимодействие с идеальной формой, то есть культурой (В.Т. Кудрявцев; К.Ф. Тарасов; В.И. Слободчиков; Е.О. Смирнова; А.М. Шахнарович; Д.Б. Эльконин).
В русле общего речевого развития предпосылками грамотности выступают ориентировочные пробующие действия ребенка по обследованию звуковой и смысловой стороны слова, формально-семантических отношений между словами; лингвокреативная активность в сфере фонетики, лексики, грамматики, игры со звуками, словами, рифмами, смыслами, словотворчество. В процессе лингвокреативной активности у дошкольника формируется элементарное осознание языковой действительности, метаязыковая функция речевой деятельности (Р.Е. Левина; Е.Ю. Протасова; К.Я. Сигал; Ф.А. Сохин; О.С. Ушакова; А.М. Шахнарович; Р.О. Якобсон).
Особый этап в развитии метаязыковой функции имеет место на пятом году жизни ребенка, когда расцветает словотворчество, спонтанные игры со звуками, словами, рифмами, смыслами. Освоение звуковой аналитико-синтетической активности в устной речи, диалогическом общении и словесных играх. На шестом году дети получают представления о письменной речи через игры в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова. Вслед за взрослым их как будто читают и по-разному манипулируют ими. На седьмом году жизни дошкольников знакомят с буквами. Задача обучения чтению не ставится. Знакомство с буквами – приглашение к языковым играм в устной речи.
Анализ состава предпосылок грамотности у дошкольников, их возникновения в процессе развития речи как средства общения обусловил построение опытного обучения в группе детей седьмого года жизни в форме разнообразных видов деятельности: образных, режиссерских, сюжетно-дидактических, театрализованных игр, музыкальной, изобразительной, конструктивной, познавательной деятельности, словесного творчества, содержательного личностного общения – во взаимосвязи с самодеятельной детской активностью. Включение в образовательный процесс двух видов учебно-методических комплектов образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») – имеющих широкий спектр влияния на все стороны речевого развития – фонетику, словарь, грамматический строй, поэтический слух, структуры связного высказывания, – и специально направленные на развитие звуковой аналитико-синтетической деятельности через использование в них языковых игр. В том числе игр в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова, и с напечатанными буквами, с разнообразным неоформленным материалом, из которого дети складывали буквы по желанию, экспериментируя с преобразованием, трансформацией их облика.
Участвуя в разнообразных речевых дидактических играх, ребенок осваивает значения слов звук, слово, предложение на уровне остенсивных определений: у него формируется представление о линейности и дискретности речи, что также входит в состав компетенции грамотности (Г.П. Белякова; Н.С. Варенцова; Н.В. Дурова; Л.Е. Журова; А.И. Максаков, Г.А. Тумакова; Ф.А. Сохин). В старшем дошкольном возрасте у детей ярко проявляется интерес собственно к чтению, к письменным языковым знакам. Они просят прочитать написанное, играют в читающего человека: как будто читают, как будто пишут (каляки-маляки), «учат грамоте» кукол, печатают буквами свое имя, отдельные буквы и слова. Интерес к чтению – важнейшая предпосылка грамотности, которую необходимо всячески поддерживать и развивать [1; 2].
В том, чтобы дошкольники научились читать, заинтересованы все: родители, школа, сами дети. Детей учат читать в подготовительных классах при школе, на дополнительных занятиях в детском саду, в многочисленных кружках и студиях. Учат родители, бабушки и дедушки. Это стихийный процесс, отражающий реальную картину всеобщей заинтересованности в читающем дошкольнике, и, как ни грустно, «безграничную личную амбициозность и родительское тщеславие» (В.Т. Кудрявцев, О. Маховская [9]).
Л.С. Выготский считал, что грамоте можно и нужно учить с пяти лет, это сензитивный период. Но обучение в дошкольном возрасте должно строиться по программе самого ребенка и вырастать из потребности в игре, поскольку именно в игре формируется способность оторвать звучащее слово от обозначаемого им предмета через жест, использование предмета заместителя, игрушки, становление символической функции мышления. Освоение грамоты опирается на наглядные образы в рисовании, жестикуляции. В игре формируется произвольность поведения, способность подчиняться правилу, отрыв образа от предмета и произвольное оперирование им, которые составляют фундамент письменной речи как произвольной контекстной речевой деятельности. Л.С. Выготским показан механизм спонтанного овладения дошкольником грамотой вне прямого обучения, вне учебной деятельности, в свободной творческой самодеятельной игре [3; 4].
В лингводидактике дошкольного возраста этот подход к формированию грамотности проигнорирован. В качестве обучающего средства рассматривается словесная дидактическая игра, которая включается в организованное фронтальное занятие. Специалисты бьют тревогу по поводу судьбы подлинной самодеятельной творческой игры дошкольника (Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, С.Л. Новоселова, Е.О. Смирнова, Е.В. Трифонова).
В парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» [5] разработана система учебно-методических комплектов, в которых аналитико-синтетическая лингвокреативная активность детей стимулируется через специально созданные песни с веселым завлекательным сюжетом, иллюстрации к песням и многообразные формы обогащения культурно-образовательной, предметной среды, вовлекающие детей во взаимодействие с предметами, игрушками и партнерами. В разнообразные творческие игры со звучащим словом, словесное творчество. При этом применение УМК не требует от взрослого специальных знаний, обучение осуществляется непроизвольно на принципах автодидактизма.
Обращение к песне продиктовано многочисленными данными о влиянии музыки на усвоение вербальной информации, память, чувства, соматику, энергетический потенциал человека, его сознание и подсознание, личность в целом, которые получены за последние годы в ряде наук – нейролингвистике, психофизиологии, тезаурусологии [6]. Музыка и духовный мир человека неразделимы (Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Р.И. Петрушанская).
Опытная педагогическая работа проводилась в ДОО экспериментальной сетевой площадки Российской академии образования с
В разных группах осуществлялась апробация учебно-методических комплектов проекта «ВеДеДо»: «Двенадцать месяцев», «Фейные сказки», «Игры со звучащим словом», «Шуточные песни», «Загадки о зверях», «Загадки о птицах», «Загадки о насекомых», «Забавные истории», «Букет цветов», «По азбучной тропе», «Времена года». Пособия содержат богатый словарь образных выражений, языковые игры, побуждающие детей к проявлению лингвокреативной активности, звуковой аналитико-синтетической деятельности.
Образовательный процесс состоял из двух фаз. В первой части педагог знакомил детей с песней, организовывал ее восприятие через театр, образные игры, содержательное общение. Вторая фаза строилась как спонтанная деятельность детей, самодеятельная активность. Пусковым механизмом самодеятельной активности выступала песня, которая звучала негромко после непосредственно образовательной деятельности. Взрослый находился в распоряжении детей, осуществлял также обогащение предметной развивающей среды, предоставляя детям новые игрушки и материалы для самостоятельных игр и занятий.
Педагогический процесс включал использование УМК «ВеДеДо» с широким развивающим эффектом и пособия, направленные прямо на лингвистическое развитие. В учебно-методических комплектах «Игры со звучащим словом», «Забавные истории», «По азбучной трапе» задача развития звуковой стороны речи, лингвокреативной активности является центральной. Каждая миниатюра задает тему для связного текста через стихотворение и иллюстрацию к песне. Внутри текста выдержан принцип сгущения: сконцентрированы слова, в которых представлен тот или иной звук для развития фонематического восприятия и правильного звукопроизношения. Предусматриваются задания – игры со звуками, словами, рифмами, смыслами.
Ход развивающего общения с детьми фиксировался в форме записи детской речи и игр. Проводился анализ деятельности, которая возникала под влиянием занятий проекта «ВеДеДо». Наблюдения за детьми и данные анкетирования фиксировались также в индивидуальных характеристиках.
Наблюдения в условиях образовательного процесса показывают положительное влияние песен проекта «ВеДеДо» и взаимосвязанных с ними игр и других видов деятельности детей на развитие интереса к чтению и лингвокреативной активности. Это многообразные творческие самодеятельные игры детей в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова; образные, режиссерские, сюжетные, театрализованные игры, игры- фантазирование, спонтанное словесное и речевое творчество (Записи игр представлены в наших публикациях [1; 7; 8]).
Приводим данные мониторинга детского развития на конец 2014–2015 учебного года в подготовительных к школе группах.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова, дошкольное отделение, структурное подразделение № 4.
По данным воспитателей, наибольшей популярностью у старших дошкольников пользуются театрализованные игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры и игры-фантазирование представлены практически равно. Уже в начале года возникают спонтанные игры в читающего человека, и к концу года их количество и разнообразие увеличивается. Режиссерские и образные игры с переодеванием также любимы детьми. Все виды игр освоены всеми детьми группы.
Дети проявляют интерес к чтению: просят почитать им любимые книги, конкретные места из познавательных энциклопедий, охотно сочиняют рассказы, которые под диктовку записывает взрослый в альбом детского творчества. По результатам длительной игры в журналистов на основе УМК «ВеДеДо» «Букет цветов» создана книга, написанная и иллюстрированная детьми.
Приводим выдержки из нее.
Цветы
«Первый ландыш»
Ландыш растет в лесу. Цветочки, как маленькие белые колокольчики висят на тоненькой ножке. Ароматный душистый и нежный цветок.
Каширин Максим 7 лет
«Черемуха»
Весеннее душистое дерево. Цветы висят «сережками» на веточках. Ароматные, белые, маленькие цветочки дарят весеннее настроение людям.
Лебедев Саша 7 лет
«Подснежник»
Самый первый, самый смелый цветок, который появляется из-под снега. Тянется к солнцу, к теплу для того, чтобы жить, цвести и радоваться пробуждению природы.
Переносенко Софья 7 лет
«Гиацинт»
Необычно нежные, но удивительно яркие цвета наполняют гиацинт от белого до фиолетового. При виде этого весеннего цветка хочется вдыхать его аромат и восхищаться его красотой.
Шмилер Яна 7 лет
«Ромашка»
«Маленькое солнышко», так можно назвать этот цветок. Желтая серединка окружена нежными белыми лепестками. С наступлением лета ромашек появляется все больше и больше. Какие красивые венки получаются из ромашек!
Голубева Виктория 7 лет
«Колокольчик»
«Небесное чудо» природы. Его удивительная форма цветка восхищает. Когда любуешься цветком, то прислушиваешься: «А вдруг и правда, от ветерка зазвенят нежные цветы!».
Худгарян Лена 6 лет 9 месяцев
«Сирень»
Так и хочется вдохнуть полной грудью, оказавшись рядом с этим ароматным кустом. Грозди цветов радуют своими сиреневыми, белыми, лиловыми цветами.
Воздух наполняется весной!
Варсанович Василий 7 лет
«Лилия»
Красивый, очень благородный цветок. С сильным и резким ароматом. Цветок похож на большой колокольчик. У которого один стебелек и узкие длинные листья.
Краснопольская Алиса 6 лет 5 месяцев
«Фиалка»
Очень скромный, маленький, нежный цветочек с разноцветными цветами. Любит тепло и солнце. Листья у фиалки похожи на маленькие сердечки, мягкие будто бархатные.
Сало Даша 7 лет
«Астра»
Осенний яркий цветок, который украшает осеннюю клумбу. Лепестки этих прекрасных цветков имеют заостренную форму, очень похожи на иголочки. Цветут разными цветами.
Бакумова Кристина 7 лет.
Записи детской речи свидетельствуют о хорошем уровне речевого развития, о богатстве словаря, фонетической и грамматической правильности речи, развитии поэтического слуха – понимания образных языковых средств выразительности. В основе грамматической правильности лежит механизм ориентировки на звуковую сторону слова, скрытые механизмы лингвокреативной деятельности, элементарного осознания языковой действительности, что выступает как предпосылка грамотности.
Материалы словесного творчества наших шестилеток свидетельствуют о сформированности произвольности и контекстности речи, которые Л.С. Выготский рассматривал как основное условие освоения письменной речи через творческую игру. Игре в подготовительной группе в ДОО отведено почетное время и место, и старшие дошкольники предаются ей с наслаждением, проявляя творческое воображение. Необыкновенно интересно разворачивалась сюжетная игра – фантазирование в магазин оружия. Дети разыгрывали сюжеты с получением разрешения на ношение оружия, с его покупкой, выбором на складе, доставкой в воинское подразделение, охранное предприятие, организацией музея оружия абсолютно без каких-либо игрушек, все в плане речи, жестов и пантомимы. Воспитатели отмечали прекрасный эмоциональный фон в группе, отсутствие конфликтов, вовлеченность всех детей в содержательную деятельность и общение. Психологическое здоровье, сохранная эмоциональная сфера, позитивный настрой – тоже немаловажная предпосылка к тому, чтобы освоение грамоты в школе протекало успешно.
Дошкольное образовательное отделение ДОО 1488 Центра образования школа № 109 (Школа Е.А. Ямбурга). Выдержки из отчета.
«На конец года показатели детей № 11 группы значительно повысились. Детям интересны обсуждения героев разных песен, их поступки и настроение. Возникает желание не только петь и слушать музыку, но и построить сказочный замок для фей или, например, станцевать танец, слепить или нарисовать фей и с кем они встречаются.
Серьезно улучшались показатели познавательные, художественно-эстетические, социально-коммуникативные. Дети приобщаются к источнику радости, откликаются на музыку и юмористические тексты, картинки по собственному желанию.
Повысилась самостоятельность, инициативность, активность и многие личностные характеристики ребенка. С учетом, что дети выпускники и многие качества, развитые этой программой, очень необходимы в школе.
Авторская программа "ВеДеДо" намечает один из возможных путей решения задачи обеспечения личностного, речевого, эстетического развития дошкольника через инновационные формы организации обучения в детском саду. Она обращается к семье как к субъекту образовательного процесса».
Приводим выдержки из отчета об экспериментальной работе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Великие Луки».
«Музыкальный материал этой программы доступен детям дошкольного возраста и без труда ими усваивается в простой, непринужденной обстановке текущего дня.
Дети с удовольствием проживают все режимные моменты, усваивают культурно-гигиенические навыки, творят под музыку.
Благодаря эмоциональному воздействию на слух, дети быстро запоминают интересные и простые тексты песен и хороводов.
Особенным признанием пользуются колыбельные песенки, дети внимательно слушают их и успокаиваются, готовясь к крепкому, здоровому, спокойному сну. Наши дети лишены материнской ласки и тепла. Музыка здесь выступает в роли замещения тактильных ощущений. Материнская ласка тёплого слова созвучна тихой, нежной мелодии.
Произведения авторов учитывают все режимные моменты, прогулки, праздники, дни рождения, и на все случаи жизни маленького человека предлагают прекрасный, хорошо аранжированный музыкальный материал.
С ответственностью можно сказать, что программа "ВеДеДо" делает большой и разнообразный вклад в воспитание детей дошкольного возраста.
Практическое использование материала положительно повлияло на эмоциональное и психологическое развитие наших детей.
Научило относиться к музыке и песне с интересом, находить ей применение в любой жизненной ситуации, даже самой рутинной и бытовой (например, завязывание шнурков).
Особой благодарности к авторам заслуживают мелодии и песенки волшебных сказок. Дети слушают их с особым интересом, благодаря простоте, доступности и художественной привлекательности музыкального материала. Современные авторские сказки созвучны фольклору, который так близок и понятен детям дошкольного возраста.
Программа "ВеДеДо" – хорошее и полезное подспорье воспитателям нашего детского дома (в настоящее время – центра).
К такому выводу пришли все наши педагоги, которые в течение учебного года использовали предложенный музыкальный материал в своей педагогической деятельности. Музыкальные руководители с удовольствием использовали новинки на своих занятиях. Составляя сценарии праздничных утренников, вечеров развлечений включали в них щедро предложенный авторами программы "ВеДеДо" материал.
Информационно-коммуникативные умения наших воспитанников получили наиболее высокую оценку воспитателей: дети охотно вступают в процесс общения как со взрослыми, так и со сверстниками; ориентируются в различных ситуациях.
Речевой диалог и текстовая активность в общении и игре оценены достаточно низкими баллами (за исключением Златы Ш.) в связи с наличием нарушений всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.
Наши дети очень любят переодеваться во время игры, украшать себя дешевой бижутерией, но чаще всего – это случайный набор одежды или атрибутов. Любимая игра – в семью, в больницу, в шофера, в парикмахерскую. В детском доме идет обучение сюжетно-ролевой игре, большинство детей знакомы с игровыми действиями различных персонажей, ведут ролевые диалоги. Старшие дошкольники второй год занимаются в театральном кружке. Некоторые (Злата Ш., Лиза К., Арсен С.) могут организовать настольный театр самостоятельно, нередко взяв на себя все роли. Организованное взаимодействие требует участия взрослого. Игры-фантазирования доступны отдельным детям в силу не достаточно развитого словесно-логического мышления. В жизни наших детей много места занимают игры с правилами. Однако, многим сложно выполнить обязательное условие – подчинение правилу».
Как видно из приводимых отчетов, творческая игра выступает как важное психолого-педагогическое условие развития предпосылок грамотности. Но она не может заменить собой работу над лингвистическим развитием, и это особенно наглядно на примере детей, лишенных попечительства родителей. Освоение начал грамоты требует развития специальных умений, которые формируются через языковые игры. Парциальная программа «ВеДеДо» предлагает такие игры на музыкальной основе, вводит их в обиход вне учебной деятельности, как игру, досуг.
Таким образом, теоретический анализ данных психолингвистики и лингводидактики приводит к заключению, что освоение начал грамоты является звеном в развитии устной речи как средства общения. Происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности, опосредствованных знаками языка, прежде всего, в спонтанной творческой игре – образной, режиссерской, сюжетно-ролевой, театрализованной. Овладение родным языком в общении сопровождается лингвокреативной активностью, разнообразными играми со звуками, словами, рифмами, смыслами, словотворчеством. Существенное значение имеет формирование металингвистической функции.
Общение взрослого с ребенком имеет дидактический аспект. В процесс диалога с дошкольником целенаправленно включаются проблемные вопросы, речевые игры, творческие задания, направленные на развитие поисковой активности в сфере языка и речи, поддержку стихийно возникающих видов языковых игр у детей.
Положительное влияние на развитие предпосылок грамотности оказывает музыка, песня. Песня создает положительный эмоциональный фон, чувство радости, удовольствия, психологической защищенности и тем самым выступает как неспецифическое активизирующее средство. Специально созданные песни на веселые стихи, содержащие языковые игры, небывальщину, своеобразное экспериментирование со звуковой формой слова, рифмой, словотворчество, – является средством, прямо направленным на развитие поисковой деятельности в сфере языка и речи, формирование предпосылок грамотности.
Важной предпосылкой грамотности является интерес к чтению, который возникает при чтении взрослого ребенку, театрализованных представлениях, просмотре мультфильмов по сказке и др. При играх в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова. Спонтанные игры в читающего человека отражают доброе отношение ребенка к чтению, психологическую готовность начать учиться читать.
1. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») / Науч. ред. К.Я. Сигал. - М.: Флинта, 2015. - 320 с.
2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ИД «Ключ - С», 2014. - 341 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 437 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
5. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. Образования / С.С. Коренблит; под ред. Т.В. Волосовец и Е.А. Ямбурга. - М.: Обруч 2015. - 80 с.
6. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. - 350 с.
7. Коренблит С.С., Арушанова А.Г. Психолого-педагогические основы развития предпосылок грамотности у детей в образовательном проекте «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») : Теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ : практико-ориентированная монография /; науч. ред. Е.А. Ямбург, К.Я. Сигал. - 304 с. : 84 ил. - М.: Флинта, 2016.
8. Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. - 274 с.
9. Кудрявцев В.Т., Маховская О. Почему они не читают? // Обруч. - 2015. - № 2. - С. 18-20.
10. Старжинская Н.С. Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста: некоторые подходы // Речевое развитие дошкольников: Теоретические основы и новые технологии. Сб. статей / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. Под ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова. - М.: Русское слово, 2015. - С. 144-156.
11. Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. К 60-летию члена-корреспондента Российской академии наук Юрия Николаевича Караулова. - М., 1995. - С. 213-223.
12. Юрьева Н.М. Диалог в онтогенезе речи: на стыке теории и дошкольной лингводидактики // Жизнь языка в культуре и социуме - 5: Мат. Международн. науч. конф. - М.: ИЯ РАН; РУДН, 2015. - С. 237-239.