НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАЗАНСКОГО ГАУ –ДОБРОЖЕЛЕТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен и проанализирован положительный опыт работы научно-образовательного кластера ФГБОУ ВО Казанского ГАУ. В состав научно-образовательного кластера входят Тетюшский, Мензелинский сельскохозяйственные техникумы, Алексеевский, Апастовский, Кукморский, Сабинский, Сармановский аграрные колледжи, Лубянский лесотехнический колледж. Определены основные задачи образовательных учреждений, входящие в научно-образовательный кластер Казанского ГАУ и обозначена роль базовых предприятий в составе кластера. Особое внимание уделено вопросам формирования на его базе доброжелательной среды жизненного и профессионального самоопределения молодых талантов сельских территорий, предложены механизмы его формирования. Рассмотрен и проанализирован опыт работы Центра довузовского образования и трудоустройства выпускников. Представлены результаты анализа информации о деятельности Центра трудоустройству выпускников, формы работы. Определены основные направления, задачи которые направлены на решение проблем качественно нового уровня агропромышленного производства.

Ключевые слова:
молодые таланты, сельские территории, научно-образовательный кластер, инновации, образование, кадры, агропромышленный комплекс, Республика Татарстан (РТ).
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Агропромышленный комплекс – это один из наиболее стабильных секторов экономики Республики Татарстан. Несмотря на все сложности, аграрный сектор республики планомерно и системно развивался, были приняты стратегические решения. В течение последних лет агропромышленный комплекс республики по основным показателям производства сельскохозяйственной продукции стабильно занимает ведущее место среди регионов Российской Федерации.

Для обеспечения дальнейшего развития отрасли необходимо поднять отечественное сельское хозяйство на качественно новый уровень, обеспечить его техническую и экономическую модернизацию, и самое главное, сделать ее рентабельным и конкурентоспособным. Очевидно, что без воспроизводства новых знаний, эффективного использования достижений аграрной науки, их апробации и внедрения в производстве невозможно сохранить достигнутые высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве республики и обеспечить дальнейшее ее развитие. При этом следует учитывать, что в современном мире наука становится главным фактором развития, как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Поэтому особое значение приобретает проблема повышения эффективности использования аграрного научного и образовательного потенциала республики.

Условия, материалы и методы исследования. Современные условия предъявляют новые требования к вузам для их успешного, долгосрочного и эффективного функционирования. От современных вузов также требуется участие, активная социальная позиция, включенность в социальную, экономическую и культурную жизнь своего города, региона и страны в целом, которые обеспечиваются за счет установления связей и объединения усилий с партнерскими вузами и другими заинтересованными партнерами; предоставления возможностей образования широким слоям населения; содействия развитию рынка труда не только через подготовку и профессиональную переподготовку специалистов, но и через создание новых рабочих мест; а также за счет создания стимулов и условий не только для развития новых знаний, но также позволяющих выпускникам трудоустраиваться по месту после получения высшего образования.

Анализ и обсуждение результатов исследования. Работа по созданию кластера, работающего в научно-образовательной сфере агропромышленного комплекса была начата в 2006 г. 28 апреля 2011 г. появился первый правовой документ определивший статус и состав научно образовательного кластера Казанского ГАУ (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2011 г. № 350). Данное постановление было принято в целях повышения качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей в сфере агропромышленного комплекса.

 

Список литературы

1. Аграрный научно-образовательный потенциал Республики Татарстан и направления его развития / Д.И. Файзрахманов, А.Р. Валиев, Ф.Т. Нежметдинова, Г.Д. Крупина // Вестник Казанского ГАУ. - 2008. - № 3(9). - С. 5-10.

2. Мониторинг человеческого капитала аграрного сектора экономики. / Прока Н.И. // Журнал Образование, наука и производство. - 2012.- № 1-сс.1-6.

3. Нежметдинова Ф.Т. Совершенствование стратегического развития учреждений профессионального образования Республики Татарстан в соответствиие с требованиями современного общества и инновационной экономики //в соавтортстве. Профессиональное образование в 21 веке: региональный ответ на вызовы модернизации: монография; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос.технолог.ун-т. - Казань: КГТУ, 2011. - сс.99-177.

4. Партнерство субъектов АПК и сферы образования: инновации в управлении / Иванова В. Н., Девяткина Т. В. - Москва : Финансы и статистика, 2009 . - 64 с. - [Электронный ресурс]. Дата обращения 15 сентября 2014 года http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=225548 ]

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2011 г. N 350 «О создании научно-образовательного кластера Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный университет».

6. Козлов А.В. Проблемы формирования кадровой политики в аграрном секторе экономики. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2009.-№ 2-1 .- сс.53-60. [Электронный ресурс] Дата обращения 15 сентября 2014 года Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-kadrovoy-politiki-v-agrarnom-sektore-ekonomiki#ixzz3I0Mufpnu

7. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2011 г. № 1394-р «Утверждение Координационного совета научно-образовательного кластера ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет».

8. Стратегия развития Казанского государственного аграрного университета до 2022 года: научное издание / О.А. Куршин, Ф.Т. Нежметдинова, Д.И. Файзрахманов; под ред. Д.И. Файзрахманова. - Казань: Изд-во "Фән" Академии наук РТ, 2009. - 102 с.

9. Шагивалиев Л.Р. Роль научно-образовательного кластера ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет» для агропромышленного комплекса Республики Татарстан» Научно-техническое и инновационное развитие АПК России// Сб. тр. Всерос. совета молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013, с. 108-111.

10. Нежметдинова Ф.Т. Шагивалиев Л.Р. Жизненные и профессиональные стратегии выпускников научно-образовательного кластера агропромышленного комплекса Республики Татарстан: Научное издание / Под общ. ред. Д.И. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2014. - 246 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?