ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Мировой рынок туристских услуг обеспечивает производство до 10 % мирового ВВП. В России доля туризма составляет только 1,5 %. За последние 10 лет объем инвестиций на развитие и совершенствование туристской инфраструктуры в Республике Татарстан увеличился в 3,7 раза, Достигнут ежегодный рост туристского потока в республику в среднем на 12,1%. Увеличилось количество посетителей основных туристских аттракций Республики Татарстан: тур поток Острова-града Свияжска вырос в 52,2 раза, Великого Булгара 9,4 раза, Елабуги 1,3 раза, Казанского Кремля 7,2 раза. Одновременно увеличился и объём оказанных услуг в сфере туризма, по итогам 2016 года объём оказанных услуг в сфере туризма, без учета смежных отраслей, составил 11,6 млрд руб., что в 4,3 раза выше показателя 2006 года, с учетом смежных отраслей по итогам 2016 года составил 19,5 млрд руб. Выявлено замедление в последние годы темпов прироста, как показателя туристского потока, так и объема оказанных услуг: в 2016 году по отношению к 2015 году рост составил соответственно только 7,5, и 3,5%. Производственный потенциал коллективных средств размещения республики используется лишь на 55%. Необходимо разнообразить ассортимент туристского продукта в республике, совершенствовать его структуру, повысить конкурентоспособность на основе оказания услуг в соответствии с мировыми стандартами, создание на отдельных ее территориях условий для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, больше внимания обратить развитию и сельского туризма, формированию благоприятных условия для ее устойчивого функционирования, расширить государственно-частное партнерства в туристском бизнесе, увеличить вложения на продвижение туристского потенциала республики на мировых и региональных туристских рынках.

Ключевые слова:
Индустрия туризма, социально-экономическое развитие, турпоток, эффективность туризма, объем оказанных услуг, сельский туризм, инвестиции.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Анализ развития мировой экономики показывает, что важнейшим условием ускорения социально-экономического развития общества является увеличение производства валового внутреннего продукта (ВВП). За десятилетний период (2006-2015гг.) темпы роста ВВП в странах мира, по данным CIA World Factbook, несколько снизились: с 5,3 % в 2006г. до 3,0 % в 2015г. В то же время 29 стран мира в 2015 г. увеличили ВВП на 6 и более процентов, в том числе Китай - на 6,8%, Индия - на 7%. Такие развитые страны как США, Германия, Франция увеличили свой ВВП соответственно на 2,6; 1,5 и 1,2%. А 22 страны допустили существенное уменьшение производства ВВП, среди них и Россия (-3,8%),

 Следует отметить, что в 2003- 2007 гг. рост ВВП в России составил 7-8%. Однако, начиная с 2013 года, произошло существенное сокращение объема ВВП. Конечно, на эти показатели оказали влияние многие факторы, которые заметно ухудшили возможности социально-экономического развития общества.

Важнейшим показателем, характеризующим условия социально-экономического развития общества, является уровень производства ВВП на душу населения. По этому показателю положение России несколько лучше - находится, по данным МВФ (предварительные итоги 2016 г.), на 73 месте среди 187 стран мира, Китай - на 71 месте. Но, тем не менее, Россия сильно отстает от таких стран, как США, находящийся на 6 месте, Германии (19 место), Франции (22 место) и Японии (25 место).

Наряду с другими отраслями народного хозяйства в производстве ВВП страны участвуют и такие отрасли, которые имеют большие возможности для дальнейшего развития, к которым относятся агропромышленный комплекс и сфера услуг, включающая и туризм. В 2015 году, когда многие отрасли народного хозяйства уменьшили объем производства продукции, в сельском хозяйстве страны обеспечено увеличение производства продукции на 3% по сравнению с 2014 годом.

Сфера услуг играет важную роль в экономике многих стран мира. К началу XXI века ее доля в ВВП США, по данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, составляла 69,3 %, в Великобритании – 70,3 %, в Германии – 59,1 %, во Франции – 64,7 %, в Японии – 68,8%. По России к этому времени сфера услуг в ВВП составила значительно меньшую долю -38%.

 

Список литературы

1. Сафонова О.П. Доля туризма в ВВП России почти в семь раз меньше среднемирового значения. URL: https://www.pnp.ru/economics/2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe-srednemirovogo-znacheniya.html (дата обращения 10.02.2017).

2. Хафизов Д.Ф. Организация предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме / Д.Ф.Хафизов, М.М.Хисматуллин – Казань: Изд-во «Бриг» , 2015– 256 с.

3. Хафизов Д.Ф. Организация предпринимательства в производственных системах / Д.Ф. Хафизов, М.М Хисматуллин., – Казань: Изд-во «Бриг», 2015. –378с.

4. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы» URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/info.php?id=604137 (дата обращения 10.02.2017).

5. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Материалы VIII Международной научно—практической конференции (28 апреля 2015 года): Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. – Прага, Чешская республика – 2015. – С.8-18.

6. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. - №1 (33). – С.90-94

7. Доклад. Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2016 году и задачах на 2017 год http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_845205.pdf URL: (дата обращения 10.02.2017).

8. Хафизов Д.Ф.Хисматуллин М.М. Исайчева Е.С. Сущность и значение предпринимательства в условиях институциональных преобразований // Вестник Казанского государственного аграрного университета.–2013. – №1 (27). – С.55-58.

9. Хисматуллин М.М., Асадуллин Н.М., Вашуров В.М. Роль спортивных мероприятий в развитии туристских дестинаций // Вестник Казанского государственного аграрного университета – 2013. – №2 (28). С. 10-13.

10. Хафизов Д.Ф.Хисматуллин М.М. Некоторые проблемы формирования предпринимательской среды в аграрной сфере // Вестник Казанского государственного аграрного университета – 2011. – № 4 (18) – С. 102-104.

11. Гарифуллина Р.С. Приоритетные стратегии развития туристской индустрии в современных социально-экономических условиях / Р.С.Гарифуллина, Ф.М.Сафин, М.М.Хисматуллин., – Казань: Научно-издательский центр «Школа», 2015. – 485с.

12. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства Международный научно-исследовательский журнал –2015. – № 4-2 (35) – С. 5-8.

13. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М. Проблемы развития сельского туризма как важного вида несельскохозяйственной предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного аграрного университета –2012. – № 1 (23) – С. 82-84

Войти или Создать
* Забыли пароль?