СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ РИТОРИКЕ (ОБЗОР УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ А.К. МИХАЛЬСКОЙ «СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен аналитический обзор основных разделов учебного пособия А.К. Михальской. Рассмотрен уникальный авторский метод обучения практической риторике – метод дискурсивной когерентности (discourse coherence, гармонизация дискурса) – синтезе классической античной риторики (Платон, Аристотель, Цицерон); оперантного обучения (Скиннер, Прайор); дискурс-анализа (Ван Дейк; Таннен); нейролингвистического программирования (НЛП) (Гриндер, Бэндлер, Эриксон). Кроме того, впервые не только в нашей стране, но и за рубежом учебный материал по речевому мастерству организован в виде тренингов.

Ключевые слова:
речевая культура, риторика, метод дискурсивной когерентности, оперантное обучение, дискурс-анализ, нейролингвистическое программирование.
Текст

                  Сравнительная риторика  – интересное и актуальное направление в развитии словесности. Учебное пособие А.К. Михальской восполняет недостаток (по сути, отсутствие) в современной отечественной учебной вузовской литературе [1–5] практически ориентированных изданий для различных специальностей, соответствующих теоретическому содержанию курса риторики, определенному в ФГОС подготовки бакалавров и специалистов по гуманитарным направлениям образования, в первую очередь таким, как журналистика, менеджмент, юриспруденция, психология, филология и другие, в примерных учебных планах которых ФГОС предполагает курсы «Риторика» и «Русский язык и культура речи». Без практической ориентации, невозможной без полного учебного пособия – практикума, базирующегося на методологически и методически едином подходе и обладающего актуальной направленностью, названные теоретические курсы оказываются формальными, а полученные студентами знания – неоперациональными. В пособии впервые выделены все наиболее актуальные сферы современной практической риторики (мастерство публичной речи, деловой речи,  техника создания вербальных текстов PR, рекламы, политики; русской речи (включая риторическую аргументацию и мастерство спора); образцовое произношение и ударение – «русская элитарная речь»). Впервые основной  материал предлагается в виде практических тренингов и тестов, предваренных новым по содержанию авторским теоретическим введением (теоретические и практические разработки созданы лично автором в процессе 30-летней преподавательской деятельности в вузах Москвы и апробированы на массовых студенческих аудиториях [6].       

        Пособие предназначено для подготовки по основным гуманитарным и социальным  специальностям –  журналистика, психология, русский язык и литература, социология, менеджмент и управление, экономика, юриспруденция  и может в различных своих разделах использоваться в преподавании бакалаврам, магистрам, специалистам. Так, раздел пособия «Русская элитарная речь» (постановка образцового произношения и ударения) может изучаться на первом курсе, «Публичное выступление» – на втором; раздел «Деловая речь» – на старших курсах бакалавриата, раздел «Вербальные тексты PR, рекламы, политики» – в магистратуре. Раздел «Русская элитарная речь» в виде тренинга дополняет любой курс русского языка в филологическом образовании и может применяться как актуальная составляющая в элементарной подготовке по русскому языку в нефилологических   специальностях. Таким образом, пособие может использоваться на всем протяжении вузовской подготовки, начиная с первого курса бакалавриата и заканчивая магистратурой.

     Проблематика сравнительной риторики в круге научных и учебно-методических интересов автора уже практически 20 лет. Различные области этой дисциплины формировались и разрабатывались в отдельных лекционных курсах, читанных в Высшей школе журналистики и на факультете журналистики и факультете паблик рилейшнз в Международном университете (в Москве) («Риторика СМИ»; «Речевое поведение в публичном и межличностном общении»; «Политическая риторика»; «Теория коммуникации»; «Теория аргументации»; «Риторика текстов пиар и рекламы»), а на протяжении десяти лет – в спецкурсе «Риторическая поэтика» в Литературном институте им. А.М. Горького (факультет литературного творчества и Высшие литературные курсы) [6, c. 4].

       Теоретические исследования в этой области нашли отражение в многочисленных публикациях  автора [7–11]. Осмысление материалов всех названных лекционных курсов привели Михальскую к созданию единой концепции публичного воздействующего дискурса, теории полевой организации дискурса, разработке методологии и методов его научного описания и анализа. В книге предлагаются авторские техники анализа и создания текстов политики, СМИ, пиар и рекламы, апробированные в практике профессиональной деятельности выпускников названных вузов. В данном издании впервые находит достаточно целостное изложение риторическая поэтика. Она представлена в книге как самостоятельная риторическая дисциплина со своими предметом и задачами, но включена в общую концептуальную сферу сравнительно-исторической риторики как ее особая область. История риторической поэтики прослежена от античных истоков до современных исследований массовой коммуникации. В основу авторской концепции положены идеи А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова и А.Ф. Лосева. Проблемы сравнительно-исторической риторики актуальны вовсе не только в теоретическом и историческом планах [6, c. 10–33].

     Пособие базируется на уникальном авторском методе обучения практической риторике – методе дискурсивной когерентности (discourse coherence, гармонизация дискурса) – синтезе классической античной риторики (Платон, Аристотель, Цицерон); оперантного обучения (Скиннер, Прайор); дискурс-анализа (Ван Дейк; Таннен); нейролингвистического программирования (НЛП) (Гриндер, Бэндлер, Эриксон). Кроме того, впервые не только в нашей стране, но и за рубежом  учебный материал по речевому мастерству организован в виде тренингов.

      В пособии 4 основных раздела, каждый из которых соответствует одному из наиболее актуальных направлений риторической и культурноречевой подготовки современного специалиста. Разделы пособия даны в последовательности, соответствующей тому этапу вузовского обучения, где они наиболее применимы: от первых курсов бакалавриата к магистратуре.

    Учебное пособие предваряется Введением, в котором представлены цели, задачи, структура пособия и способы работы с ним.

       В первом разделе («Русская элитарная речь») представлен необходимый и достаточный по проблематике и материалу тренинг образцового литературного произношения и ударения. Он охватывает наиболее сложные участки современной литературной нормы, которые порождают наибольшие трудности для овладения образцовой русской речи. Тренинг организован таким образом, что обучающийся получает знания и умения, необходимые для самостоятельной сознательной ориентации в тенденциях развития произносительной и акцентной нормы, что значительно продуктивней, чем простое заучивание отдельных конкретных правильных вариантов, а кроме того – отработанные орфоэпические навыки. Тренинг направлен на главное в постановке культурной речи высокого уровня: на понимание динамики нормы, ее вариантности и ведущего принципа русской филологии – традиции бережного отношения к норме уходящей. Это главное идеологическое и культурное содержание данного раздела, усвоив которое, человек усваивает и принципы оценки речи, и умения и навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля.

    Раздел состоит из следующих глав:

I. ВВЕДЕНИЕ

Можно ли изменить свою речь? Нужно ли это Вам? Как это сделать?

  1. Элитарная речь в обществе.
  2. Типы речевой культуры.
  3. «Говори, и я скажу, кто ты».
  4. Определите свой тип речевой культуры: инструкция. Тест. Проанализируем результаты.

II. РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ

I. Маркеры элитарной речи: произношение.

  1. Элитарное произношение: гласные.
  2.  
  3. Элитарное ударение.
  4.  
  5. Элитарное произношение согласных и их сочетаний.
  6.  
  7. Произношение имен и отчеств.
  8.  

II. Маркеры элитарной речи: слова, формы слов, предлоги.

  1. Выбор слова, формы слова и предлога.
  2. Выбор конструкции.
  3.  
  4. . Маркеры элитарной речи: выбор конструкции.

IV. Маркеры элитарной речи: отношения с партнером.

 1. Тональность общения, кинесика и акустика речи.

           2. «Ты» и «вы».

  1.  

Заключение.

Литература.

     Во втором разделе – «Публичное выступление» – студенты учатся владеть основными элементами ораторского мастерства, что необходимо каждому современному человеку. Курс подготовки формирует эффективное речевое поведение во всех случаях публичного монолога и на всех его последовательных этапах: от самопрезентации до ответов на вопросы после произнесенной речи и заключительных благодарственных слов. Структура раздела ведет обучающегося по ступеням последовательного освоения наиболее важных для ораторского выступления умений и навыков.

 В этом разделе материал представлен в следующих главах и параграфах:

Глава 1. Введение.  Публичное выступление и ораторское мастерство.  Цель и задачи курса. Особенности практических занятий: методология и  методический комментарий для преподавателя-тренера.

Подготовка к тренингу и первое занятие: анкета; работа над формированием чувства речевого времени; ораторское представление и свободное выступление.

Глава 2. Коммуникативный контакт.

  1. Принцип кооперативного сотрудничества и гармонизирующий диалог.
  2. Законы общей риторики в ораторской практике.
  3. Фактор говорящего.
  4. Факторы внимания.
  5. Стресс и волнение.
  6. Основные элементы и техники коммуникативного контакта с аудиторией:
  • зрительный контакт,
  • голосовой контакт,
  • речевой контакт,
  • кинесический контакт (жестово-мимический и проксемический);
  • этикетные формулы современной публичной речи;
  • как сделать речь правильнее?

 

Глава 3. Подготовка к публичному выступлению.

  1. Анализ речевой ситуации будущего выступления (место, время, аудитория, цель и задачи); определение (выбор) уместного речевого стиля и оценка своего речевого имиджа.
  2. Тема, тезис и главный аргумент выступления (замысел речи). Принципы формулирования темы и тезиса.
  3. Топика. Изобретение и отбор содержательного материала для выступления.
  4. Риторический материал, его источники и способы употребления.
  5. Окончательный отбор материала обоих типов соответственно регламенту выступления.
  6. Структура публичной речи
  • Общие принципы расположения материала.
  • Античная хрия – универсальный образец полного доказательства и учебное риторическое упражнение. 
  • Дедуктивная четырехчастная речь.
  • Торжественная речь на случай.

Глава 4. Аргументация в публичной речи.

  • Основные типы аргументов и отбор аргументов соответственно аудитории.
  • Смысловая и ораторская структура выступления (способы расположения материала и аргументов).

Глава 5. Поэтика ораторского выступления.

  1. Роль образности и способы ее создания в речи.
  2.  Основные типы тропов и фигур в современной ораторской речи. Другие типы перевода понятийного кода.
  3. Ораторский пафос.

Глава 6. Исполнение речи.

                       1) Начало, середина и конец; первая и последняя фразы речи.

                       2) Квантование речи. Переходы.

                       3) Диалогизация монолога. Техника и назначение.

                       4) Ответы на вопросы:

  • Подготовка к ответам на возможные вопросы.
  • Техника эффективных ответов на вопросы аудитории.
  •  Техники ухода от ответа.

5) Оценка собственной речи: принципы и методы.

Глава 7. Техника импровизации.

Глава 8. Материалы для анализа.

Заключение.

  • Заповеди оратора.
  • Литература.

 

Третий раздел пособия – «Деловая речь» – направлен на формирование эффективного речевого поведения во всех основных ситуациях делового общения: от интервью при поступлении на вакантную должность («двусторонний» тренинг – для интервьюируемого и для интервьюера) до бизнес-презентации и торжественной речи или краткого тоста на корпоративе. Структура его содержания такова.

Глава 1. Деловой дискурс: начала успеха.

  1. Особенности и особые  трудности. Разнообразие ситуаций, типов и жанров деловой речи.
  2.  Наш речевой имидж. Власть как право на речь: речевое поведение и социальная иерархия. Социальная роль и социальная позиция. Выбор и конструирование своего речевого имиджа. Тренинг   имиджа в различных ролях делового общения.
  3. Как сыграть лидера? Маркеры речевого поведения лидера на всех уровнях дискурса (от акустики речи до положения в пространстве). Речевая роль подчиненного.
  4. Типы речевых личностей в бизнесе и основные мотивации: целеустремленность, коллективность, влиятельность. Речевые роли и их коммуникативные особенности.
  5. Основные коммуникативные умения: техники слушания и говорения.
  6. Подготовка к общению: выбор стратегии поведения.

 

Глава 2.Я говорю! Искусство делового монолога.

  1. Презентация проекта в публичном выступлении (бизнес-презентация): подготовка, структура и исполнение.
  2. Техники вопросов и ответов.
  3. Обсуждение презентации проекта: техники критики и похвалы.

 

Глава 3. Мы говорим!Искусство делового диалога.

  1. Деловая встреча: подготовка, проведение, участие.
  2. Деловая беседа: техники эффективного поведения в межличностном общении. Вопросы и ответы: продуктивные техники речевого поведения.
  3. Деловое собеседование: интервьюируемый и интервьюер в живом взаимодействии. Как «разговорить» и «раскрыть» человека.

 

Глава 4. Pro и contra. Спорим, доказываем, опровергаем.

  1.  Основы деловой аргументации.
  2.  Эффективное формулирование тезиса (предложения).
  3. Типы аргументов.
  4.  Ошибки и уловки в аргументации.

 

Глава 5. Праздничное и торжественное, объединяющее и вдохновляющее.

  1. Речевое поведение на корпоративе: основные речевые жанры и техники консолидирующей речи.
  2. Комплимент.
  3. Тост.
  4. Техника речевой импровизации.

Заключение.

Литература.

Четвертый раздел пособия – «Речевой креатив», или вербальные тексты PR, рекламы, политики – основан на теории риторической поэтики (Михальская А.К., Сравнительно-историческая риторика. М., «Форум», 2013 и др. публикации автора), представляет эту теорию в популярном, доступном виде и обучает технологии и практическим навыкам создания воздействующих (влиятельных) текстов, преимущественно, текстов СМИ и бизнеса. Аналогов содержания этого раздела в мировой теории и практике нет. Структура раздела:

  Глава 1. Риторическая сила отдельного слова.  Операции со словами как символическими формами.   

  1. Символическая форма, архетип и символ в работе креативиста.

  2. Сильный и слабый словесный продукт (метод качественной оценки).

  3. Публичный воздействующий дискурс как система символических форм и его основные единицы. Манипулирующий дискурс.

  4. Фасцинаторы, аттрактанты и репелленты. Основной словарь креативиста и его структура.

  5. Структура словесного значения и ее использование в создании сильного высказывания.

Глава 2. От слова-символической формы к фразе. Операции с сильными фразами.

1. Методы создания и оценки сильной фразы с использованием фасцинаторов, аттрактантов и репеллентов.

2. Поэтические средства и техники в работе креативиста.

3. Операции со структурой сильной фразы: методы создания  и трансформации.

4. Полевая структура сильной фразы.

5. Операции со структурой сильной фразы: методы создания и трансформации структуры.

6. Основные техники привлечения внимания.

Глава 3. От слова и фразы к тексту.

1. Смысловая структура текста публичного дискурса и ее использование в целях воздействия.

2. Языковые средства и методы анализа и создания многомерной полевой структуры текста: смысловая структура ND.

А.    Анализ текста: выделение ключевых слов.

Б. Анализ текста: определение смысловых отношений ключевых слов и выявление бинарных оппозиций.

В. Анализ текста: выявление целостной нелинейной (многомерной, ND) смысловой структуры.

Г.  Последовательность этапов целенаправленного создания текстов с эффективной смысловой структурой.

 3. Линейная структура вербального текста рекламы. Заголовок, основной рекламный текст, слоган, эхо-фраза.        

 4. Линейно-смысловая структура описания. Как нарисовать предмет речи словами?

 5. Линейно-смысловая структура увлекательного текста  (литература классическая, массовая (фаст-селлер, детектив, сценарий) и научно-популярная)). Как создавать загадки и держать внимание адресата?     

Глава 4. От слова к мифу.

1. От слова-лексемы к символическому слову.

2. От символического слова к образу. Образ (метафора) как символическая форма. Образ и его морфы. Метод исследования политической метафоры.

3. Имидж и бренд. Методы создания имиджа словесными и другими средствами на структурной основе бренда.

4. От символического слова через образ и имидж – к мифу. Деконструкция и конструирование мифа на основе символических слов и архетипических мифологем.

Часть 5. Вербальные приемы затемнения истины при описании реальности в политических текстах: политическая софистика.

 1. Риторические средства и стратегии достижения основанного на вере (фидеистического) согласия.

2. Операции со смыслами слов, выражений, высказываний в политической деятельности и СМИ при представлении информации.

Зачетное задание.                                     

Литература.

     Пособие завершается Заключением, обобщающим знания, умения, навыки, полученные в ходе подготовки, и области их применения, а также содержит советы по совершенствованию своего речевого мастерства.

      В настоящем виде пособие представляет собой не имеющее аналогов, методически, концептуально и содержательно полностью единое руководство для подготовки ко всем наиболее актуальным сферам современной риторической практики. Дальнейшее методическое и содержательное развитие его автор видит в разработке тренинговых систем других аспектов риторической деятельности (становление речевого имиджа, речевой харизмы, риторический анализ и оценка актуальных текстов).   

 

Список литературы

1. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика [Текст]: учебное пособие/ Д.Н. Александров, 5-е изд. - М.: Флинта, 2012.

2. Бердник Л.Ф. Практическая риторика [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Бердник - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011.

3. Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи [Текст] : учеб. пособие / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов - М.: Логос, 2011.

4. Еременко В.Д., Лимар Е.Ю. Риторика [Текст] : учебное пособие / Сост. В.Д. Еременко, Е.Ю. Лимар - М.: РАП, 2013.

5. Кузнецов И.Н. Риторика [Текст]: Учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

6. Михальская А.К. Сравнительно-историческая риторика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.К. Михальская. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=405395

7. Михальская А.К. Полевая структура политического дискурса [Текст] / А.К. Михальская // Журналистика в 1999 г.: Тез. науч.-практ. конф. Часть 5. М., - 2000.

8. Михальская А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система [Текст] А.К. Михальская // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Тез. науч.-практ. конф. М., 2001.

9. Михальская А.К. Риторика и речевое поведение в массовой коммуникации: опыт обобщающей модели [Текст] А.К. Михальская // Речевая коммуникация: Сб. науч. трудов. Саратов, 2003.

10. Михальская А.К. Риторическая парадигматика: воздействующая сила слова-лексемы (при- митивы, аттрактанты и репелленты) [Текст] А.К. Михальская // Риторика и культура речи: Наука, образование, практика: Мат-лы ХIV Междунар. науч. конф. Астрахань, 2010.

11. Михальская А.К. О риторической поэтике и эстетике. Ст. 1, 2 [Текст] А.К. Михальская // Вестник Литературно- го института имени А. М. Горького. М., 2010. - № 1, 2.

Войти или Создать
* Забыли пароль?