COMPARATIVE-HISTORICAL METHOD IN TEACHING RHETORIC (REVIEW OF THE TEXTBOOK OF A.K. MIKHALSKAYA "COMPARATIVE-HISTORICAL RHETORIC")
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an analytical review of the main sections of the manual of A.K. Mikhalskaya. A unique authorial method of teaching practical rhetoric is considered - the method of discourse coherence (discourse coherence, harmonization of discourse) - the synthesis of classical ancient rhetoric (Plato, Aristotle, Cicero); operant training (Skinner, Pryor); discourse analysis (Van Dyke, Tannen); neurolinguistic programming (NLP) (Grinder, Bandler, Erickson). In addition, for the first time, not only in our country, but also abroad, educational material on speech skills is organized in the form of trainings.

Keywords:
speech culture, rhetoric, discursive coherence method, operant learning, discourse analysis, neurolinguistic programming.
Text

                  Сравнительная риторика  – интересное и актуальное направление в развитии словесности. Учебное пособие А.К. Михальской восполняет недостаток (по сути, отсутствие) в современной отечественной учебной вузовской литературе [1–5] практически ориентированных изданий для различных специальностей, соответствующих теоретическому содержанию курса риторики, определенному в ФГОС подготовки бакалавров и специалистов по гуманитарным направлениям образования, в первую очередь таким, как журналистика, менеджмент, юриспруденция, психология, филология и другие, в примерных учебных планах которых ФГОС предполагает курсы «Риторика» и «Русский язык и культура речи». Без практической ориентации, невозможной без полного учебного пособия – практикума, базирующегося на методологически и методически едином подходе и обладающего актуальной направленностью, названные теоретические курсы оказываются формальными, а полученные студентами знания – неоперациональными. В пособии впервые выделены все наиболее актуальные сферы современной практической риторики (мастерство публичной речи, деловой речи,  техника создания вербальных текстов PR, рекламы, политики; русской речи (включая риторическую аргументацию и мастерство спора); образцовое произношение и ударение – «русская элитарная речь»). Впервые основной  материал предлагается в виде практических тренингов и тестов, предваренных новым по содержанию авторским теоретическим введением (теоретические и практические разработки созданы лично автором в процессе 30-летней преподавательской деятельности в вузах Москвы и апробированы на массовых студенческих аудиториях [6].       

        Пособие предназначено для подготовки по основным гуманитарным и социальным  специальностям –  журналистика, психология, русский язык и литература, социология, менеджмент и управление, экономика, юриспруденция  и может в различных своих разделах использоваться в преподавании бакалаврам, магистрам, специалистам. Так, раздел пособия «Русская элитарная речь» (постановка образцового произношения и ударения) может изучаться на первом курсе, «Публичное выступление» – на втором; раздел «Деловая речь» – на старших курсах бакалавриата, раздел «Вербальные тексты PR, рекламы, политики» – в магистратуре. Раздел «Русская элитарная речь» в виде тренинга дополняет любой курс русского языка в филологическом образовании и может применяться как актуальная составляющая в элементарной подготовке по русскому языку в нефилологических   специальностях. Таким образом, пособие может использоваться на всем протяжении вузовской подготовки, начиная с первого курса бакалавриата и заканчивая магистратурой.

     Проблематика сравнительной риторики в круге научных и учебно-методических интересов автора уже практически 20 лет. Различные области этой дисциплины формировались и разрабатывались в отдельных лекционных курсах, читанных в Высшей школе журналистики и на факультете журналистики и факультете паблик рилейшнз в Международном университете (в Москве) («Риторика СМИ»; «Речевое поведение в публичном и межличностном общении»; «Политическая риторика»; «Теория коммуникации»; «Теория аргументации»; «Риторика текстов пиар и рекламы»), а на протяжении десяти лет – в спецкурсе «Риторическая поэтика» в Литературном институте им. А.М. Горького (факультет литературного творчества и Высшие литературные курсы) [6, c. 4].

       Теоретические исследования в этой области нашли отражение в многочисленных публикациях  автора [7–11]. Осмысление материалов всех названных лекционных курсов привели Михальскую к созданию единой концепции публичного воздействующего дискурса, теории полевой организации дискурса, разработке методологии и методов его научного описания и анализа. В книге предлагаются авторские техники анализа и создания текстов политики, СМИ, пиар и рекламы, апробированные в практике профессиональной деятельности выпускников названных вузов. В данном издании впервые находит достаточно целостное изложение риторическая поэтика. Она представлена в книге как самостоятельная риторическая дисциплина со своими предметом и задачами, но включена в общую концептуальную сферу сравнительно-исторической риторики как ее особая область. История риторической поэтики прослежена от античных истоков до современных исследований массовой коммуникации. В основу авторской концепции положены идеи А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова и А.Ф. Лосева. Проблемы сравнительно-исторической риторики актуальны вовсе не только в теоретическом и историческом планах [6, c. 10–33].

     Пособие базируется на уникальном авторском методе обучения практической риторике – методе дискурсивной когерентности (discourse coherence, гармонизация дискурса) – синтезе классической античной риторики (Платон, Аристотель, Цицерон); оперантного обучения (Скиннер, Прайор); дискурс-анализа (Ван Дейк; Таннен); нейролингвистического программирования (НЛП) (Гриндер, Бэндлер, Эриксон). Кроме того, впервые не только в нашей стране, но и за рубежом  учебный материал по речевому мастерству организован в виде тренингов.

      В пособии 4 основных раздела, каждый из которых соответствует одному из наиболее актуальных направлений риторической и культурноречевой подготовки современного специалиста. Разделы пособия даны в последовательности, соответствующей тому этапу вузовского обучения, где они наиболее применимы: от первых курсов бакалавриата к магистратуре.

    Учебное пособие предваряется Введением, в котором представлены цели, задачи, структура пособия и способы работы с ним.

       В первом разделе («Русская элитарная речь») представлен необходимый и достаточный по проблематике и материалу тренинг образцового литературного произношения и ударения. Он охватывает наиболее сложные участки современной литературной нормы, которые порождают наибольшие трудности для овладения образцовой русской речи. Тренинг организован таким образом, что обучающийся получает знания и умения, необходимые для самостоятельной сознательной ориентации в тенденциях развития произносительной и акцентной нормы, что значительно продуктивней, чем простое заучивание отдельных конкретных правильных вариантов, а кроме того – отработанные орфоэпические навыки. Тренинг направлен на главное в постановке культурной речи высокого уровня: на понимание динамики нормы, ее вариантности и ведущего принципа русской филологии – традиции бережного отношения к норме уходящей. Это главное идеологическое и культурное содержание данного раздела, усвоив которое, человек усваивает и принципы оценки речи, и умения и навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля.

    Раздел состоит из следующих глав:

I. ВВЕДЕНИЕ

Можно ли изменить свою речь? Нужно ли это Вам? Как это сделать?

  1. Элитарная речь в обществе.
  2. Типы речевой культуры.
  3. «Говори, и я скажу, кто ты».
  4. Определите свой тип речевой культуры: инструкция. Тест. Проанализируем результаты.

II. РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ

I. Маркеры элитарной речи: произношение.

  1. Элитарное произношение: гласные.
  2.  
  3. Элитарное ударение.
  4.  
  5. Элитарное произношение согласных и их сочетаний.
  6.  
  7. Произношение имен и отчеств.
  8.  

II. Маркеры элитарной речи: слова, формы слов, предлоги.

  1. Выбор слова, формы слова и предлога.
  2. Выбор конструкции.
  3.  
  4. . Маркеры элитарной речи: выбор конструкции.

IV. Маркеры элитарной речи: отношения с партнером.

 1. Тональность общения, кинесика и акустика речи.

           2. «Ты» и «вы».

  1.  

Заключение.

Литература.

     Во втором разделе – «Публичное выступление» – студенты учатся владеть основными элементами ораторского мастерства, что необходимо каждому современному человеку. Курс подготовки формирует эффективное речевое поведение во всех случаях публичного монолога и на всех его последовательных этапах: от самопрезентации до ответов на вопросы после произнесенной речи и заключительных благодарственных слов. Структура раздела ведет обучающегося по ступеням последовательного освоения наиболее важных для ораторского выступления умений и навыков.

 В этом разделе материал представлен в следующих главах и параграфах:

Глава 1. Введение.  Публичное выступление и ораторское мастерство.  Цель и задачи курса. Особенности практических занятий: методология и  методический комментарий для преподавателя-тренера.

Подготовка к тренингу и первое занятие: анкета; работа над формированием чувства речевого времени; ораторское представление и свободное выступление.

Глава 2. Коммуникативный контакт.

  1. Принцип кооперативного сотрудничества и гармонизирующий диалог.
  2. Законы общей риторики в ораторской практике.
  3. Фактор говорящего.
  4. Факторы внимания.
  5. Стресс и волнение.
  6. Основные элементы и техники коммуникативного контакта с аудиторией:
  • зрительный контакт,
  • голосовой контакт,
  • речевой контакт,
  • кинесический контакт (жестово-мимический и проксемический);
  • этикетные формулы современной публичной речи;
  • как сделать речь правильнее?

 

Глава 3. Подготовка к публичному выступлению.

  1. Анализ речевой ситуации будущего выступления (место, время, аудитория, цель и задачи); определение (выбор) уместного речевого стиля и оценка своего речевого имиджа.
  2. Тема, тезис и главный аргумент выступления (замысел речи). Принципы формулирования темы и тезиса.
  3. Топика. Изобретение и отбор содержательного материала для выступления.
  4. Риторический материал, его источники и способы употребления.
  5. Окончательный отбор материала обоих типов соответственно регламенту выступления.
  6. Структура публичной речи
  • Общие принципы расположения материала.
  • Античная хрия – универсальный образец полного доказательства и учебное риторическое упражнение. 
  • Дедуктивная четырехчастная речь.
  • Торжественная речь на случай.

Глава 4. Аргументация в публичной речи.

  • Основные типы аргументов и отбор аргументов соответственно аудитории.
  • Смысловая и ораторская структура выступления (способы расположения материала и аргументов).

Глава 5. Поэтика ораторского выступления.

  1. Роль образности и способы ее создания в речи.
  2.  Основные типы тропов и фигур в современной ораторской речи. Другие типы перевода понятийного кода.
  3. Ораторский пафос.

Глава 6. Исполнение речи.

                       1) Начало, середина и конец; первая и последняя фразы речи.

                       2) Квантование речи. Переходы.

                       3) Диалогизация монолога. Техника и назначение.

                       4) Ответы на вопросы:

  • Подготовка к ответам на возможные вопросы.
  • Техника эффективных ответов на вопросы аудитории.
  •  Техники ухода от ответа.

5) Оценка собственной речи: принципы и методы.

Глава 7. Техника импровизации.

Глава 8. Материалы для анализа.

Заключение.

  • Заповеди оратора.
  • Литература.

 

Третий раздел пособия – «Деловая речь» – направлен на формирование эффективного речевого поведения во всех основных ситуациях делового общения: от интервью при поступлении на вакантную должность («двусторонний» тренинг – для интервьюируемого и для интервьюера) до бизнес-презентации и торжественной речи или краткого тоста на корпоративе. Структура его содержания такова.

Глава 1. Деловой дискурс: начала успеха.

  1. Особенности и особые  трудности. Разнообразие ситуаций, типов и жанров деловой речи.
  2.  Наш речевой имидж. Власть как право на речь: речевое поведение и социальная иерархия. Социальная роль и социальная позиция. Выбор и конструирование своего речевого имиджа. Тренинг   имиджа в различных ролях делового общения.
  3. Как сыграть лидера? Маркеры речевого поведения лидера на всех уровнях дискурса (от акустики речи до положения в пространстве). Речевая роль подчиненного.
  4. Типы речевых личностей в бизнесе и основные мотивации: целеустремленность, коллективность, влиятельность. Речевые роли и их коммуникативные особенности.
  5. Основные коммуникативные умения: техники слушания и говорения.
  6. Подготовка к общению: выбор стратегии поведения.

 

Глава 2.Я говорю! Искусство делового монолога.

  1. Презентация проекта в публичном выступлении (бизнес-презентация): подготовка, структура и исполнение.
  2. Техники вопросов и ответов.
  3. Обсуждение презентации проекта: техники критики и похвалы.

 

Глава 3. Мы говорим!Искусство делового диалога.

  1. Деловая встреча: подготовка, проведение, участие.
  2. Деловая беседа: техники эффективного поведения в межличностном общении. Вопросы и ответы: продуктивные техники речевого поведения.
  3. Деловое собеседование: интервьюируемый и интервьюер в живом взаимодействии. Как «разговорить» и «раскрыть» человека.

 

Глава 4. Pro и contra. Спорим, доказываем, опровергаем.

  1.  Основы деловой аргументации.
  2.  Эффективное формулирование тезиса (предложения).
  3. Типы аргументов.
  4.  Ошибки и уловки в аргументации.

 

Глава 5. Праздничное и торжественное, объединяющее и вдохновляющее.

  1. Речевое поведение на корпоративе: основные речевые жанры и техники консолидирующей речи.
  2. Комплимент.
  3. Тост.
  4. Техника речевой импровизации.

Заключение.

Литература.

Четвертый раздел пособия – «Речевой креатив», или вербальные тексты PR, рекламы, политики – основан на теории риторической поэтики (Михальская А.К., Сравнительно-историческая риторика. М., «Форум», 2013 и др. публикации автора), представляет эту теорию в популярном, доступном виде и обучает технологии и практическим навыкам создания воздействующих (влиятельных) текстов, преимущественно, текстов СМИ и бизнеса. Аналогов содержания этого раздела в мировой теории и практике нет. Структура раздела:

  Глава 1. Риторическая сила отдельного слова.  Операции со словами как символическими формами.   

  1. Символическая форма, архетип и символ в работе креативиста.

  2. Сильный и слабый словесный продукт (метод качественной оценки).

  3. Публичный воздействующий дискурс как система символических форм и его основные единицы. Манипулирующий дискурс.

  4. Фасцинаторы, аттрактанты и репелленты. Основной словарь креативиста и его структура.

  5. Структура словесного значения и ее использование в создании сильного высказывания.

Глава 2. От слова-символической формы к фразе. Операции с сильными фразами.

1. Методы создания и оценки сильной фразы с использованием фасцинаторов, аттрактантов и репеллентов.

2. Поэтические средства и техники в работе креативиста.

3. Операции со структурой сильной фразы: методы создания  и трансформации.

4. Полевая структура сильной фразы.

5. Операции со структурой сильной фразы: методы создания и трансформации структуры.

6. Основные техники привлечения внимания.

Глава 3. От слова и фразы к тексту.

1. Смысловая структура текста публичного дискурса и ее использование в целях воздействия.

2. Языковые средства и методы анализа и создания многомерной полевой структуры текста: смысловая структура ND.

А.    Анализ текста: выделение ключевых слов.

Б. Анализ текста: определение смысловых отношений ключевых слов и выявление бинарных оппозиций.

В. Анализ текста: выявление целостной нелинейной (многомерной, ND) смысловой структуры.

Г.  Последовательность этапов целенаправленного создания текстов с эффективной смысловой структурой.

 3. Линейная структура вербального текста рекламы. Заголовок, основной рекламный текст, слоган, эхо-фраза.        

 4. Линейно-смысловая структура описания. Как нарисовать предмет речи словами?

 5. Линейно-смысловая структура увлекательного текста  (литература классическая, массовая (фаст-селлер, детектив, сценарий) и научно-популярная)). Как создавать загадки и держать внимание адресата?     

Глава 4. От слова к мифу.

1. От слова-лексемы к символическому слову.

2. От символического слова к образу. Образ (метафора) как символическая форма. Образ и его морфы. Метод исследования политической метафоры.

3. Имидж и бренд. Методы создания имиджа словесными и другими средствами на структурной основе бренда.

4. От символического слова через образ и имидж – к мифу. Деконструкция и конструирование мифа на основе символических слов и архетипических мифологем.

Часть 5. Вербальные приемы затемнения истины при описании реальности в политических текстах: политическая софистика.

 1. Риторические средства и стратегии достижения основанного на вере (фидеистического) согласия.

2. Операции со смыслами слов, выражений, высказываний в политической деятельности и СМИ при представлении информации.

Зачетное задание.                                     

Литература.

     Пособие завершается Заключением, обобщающим знания, умения, навыки, полученные в ходе подготовки, и области их применения, а также содержит советы по совершенствованию своего речевого мастерства.

      В настоящем виде пособие представляет собой не имеющее аналогов, методически, концептуально и содержательно полностью единое руководство для подготовки ко всем наиболее актуальным сферам современной риторической практики. Дальнейшее методическое и содержательное развитие его автор видит в разработке тренинговых систем других аспектов риторической деятельности (становление речевого имиджа, речевой харизмы, риторический анализ и оценка актуальных текстов).   

 

References

1. Aleksandrov D.N. Logika. Ritorika. Etika [Tekst]: uchebnoe posobie/ D.N. Aleksandrov, 5-e izd. - M.: Flinta, 2012.

2. Berdnik L.F. Prakticheskaya ritorika [Tekst]: uchebnoe posobie / L.F. Berdnik - Rostov n/D: Izdatel'stvo YuFU, 2011.

3. Golub I.B. Russkaya ritorika i kul'tura rechi [Tekst] : ucheb. posobie / I.B. Golub, V.D. Neklyudov - M.: Logos, 2011.

4. Eremenko V.D., Limar E.Yu. Ritorika [Tekst] : uchebnoe posobie / Sost. V.D. Eremenko, E.Yu. Limar - M.: RAP, 2013.

5. Kuznecov I.N. Ritorika [Tekst]: Uchebnoe posobie / Avt.-sost. I.N. Kuznecov. - 6-e izd. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2013.

6. Mihal'skaya A.K. Sravnitel'no-istoricheskaya ritorika [Elektronnyy resurs]: Uchebnoe posobie / A.K. Mihal'skaya. - M.: Forum: NIC INFRA-M, 2013. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=405395

7. Mihal'skaya A.K. Polevaya struktura politicheskogo diskursa [Tekst] / A.K. Mihal'skaya // Zhurnalistika v 1999 g.: Tez. nauch.-prakt. konf. Chast' 5. M., - 2000.

8. Mihal'skaya A.K. Yazyk rossiyskih SMI kak manipuliruyuschaya sistema [Tekst] A.K. Mihal'skaya // Yazyk SMI kak ob'ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: Tez. nauch.-prakt. konf. M., 2001.

9. Mihal'skaya A.K. Ritorika i rechevoe povedenie v massovoy kommunikacii: opyt obobschayuschey modeli [Tekst] A.K. Mihal'skaya // Rechevaya kommunikaciya: Sb. nauch. trudov. Saratov, 2003.

10. Mihal'skaya A.K. Ritoricheskaya paradigmatika: vozdeystvuyuschaya sila slova-leksemy (pri- mitivy, attraktanty i repellenty) [Tekst] A.K. Mihal'skaya // Ritorika i kul'tura rechi: Nauka, obrazovanie, praktika: Mat-ly HIV Mezhdunar. nauch. konf. Astrahan', 2010.

11. Mihal'skaya A.K. O ritoricheskoy poetike i estetike. St. 1, 2 [Tekst] A.K. Mihal'skaya // Vestnik Literaturno- go instituta imeni A. M. Gor'kogo. M., 2010. - № 1, 2.

Login or Create
* Forgot password?