СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ КОУЧИНГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражены результаты научного исследования по проблеме формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров в процессе коучинга.

Ключевые слова:
эмоции; компетентность; профессия менеджера; коучинг.
Текст

Профессиональная подготовка менеджера наиболее полно отражает контекст управления и сопряжена с формированием субъект-субъектных отношений в будущей профессии. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Важность эмоциональной компетентности в подготовке будущего менеджера связана и с тем, что в психолого-педагогической науке и практике подготовке персонала наметился переход к синтетическим (сочетающим когнитивный и эмоциональный компоненты интеллекта) и системным, синергетическим теориям (определяющим накопительный эффект взаимодействия различных сторон интеллекта и факторов, обусловливающих эффективность управленческой деятельности).

Указанные тенденции находят свое выражение и в смене подходов в высшем образовании. В частности, компетентностный подход получил широкое распространение в отечественном образовании в связи с Болонским соглашением, интеграционными процессами в мировой системе образования и взаимообогащении практики подготовки специа листов в международном сотрудничестве.

Понятие эмоционального интеллекта является звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. П. Салоуэй и его соавтор Дж. Майер определяют эмоциональный интеллект как «...способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [6]. Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает четыре части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.

Развитие теории и практики управления персоналом связано с привлечением различных смежных наук в менеджмент и управление (в том числе и коучинг). В частности, большой блок психотехнологий обеспечивает подготовку кадров, отбор и подбор персонала, а также способы воздействия на персонал в процессе выполнения ими трудовых операций.

Исходя из этимологии слова «коучинг» (наставлять, воодушевлять, тренировать), следует определить, что исходными моментами коучинга являются, с одной стороны, навыковые тренинги по закреплению конкретных моделей поведения, с другой — особая линия наставничества и фасилитация, обеспечивающая актуализацию внутренних сил и возможностей клиента.

Список литературы

1. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 7. - С. 57-64.

2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке = Challenge management in 21 century / П.Ф. Друкер. - М.: Вильямс, 2007.

3. Ненашев Д.В. Коучинг-технологии формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера: учебно-практическое пособие. - М.: МГУТУ, 2009.

4. О’Нилл М.Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость. - М.: Междунар. акад. корпоративного управления и бизнеса, 2005.

5. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence 2005. URL: http://www.unh.edu/emotional_intelligence

Войти или Создать
* Забыли пароль?