This article reflects the scientific research results on future managers’ emotional competence forming problem during the coaching process.
emotions; competence; manager profession; coaching.
Профессиональная подготовка менеджера наиболее полно отражает контекст управления и сопряжена с формированием субъект-субъектных отношений в будущей профессии. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Важность эмоциональной компетентности в подготовке будущего менеджера связана и с тем, что в психолого-педагогической науке и практике подготовке персонала наметился переход к синтетическим (сочетающим когнитивный и эмоциональный компоненты интеллекта) и системным, синергетическим теориям (определяющим накопительный эффект взаимодействия различных сторон интеллекта и факторов, обусловливающих эффективность управленческой деятельности).
Указанные тенденции находят свое выражение и в смене подходов в высшем образовании. В частности, компетентностный подход получил широкое распространение в отечественном образовании в связи с Болонским соглашением, интеграционными процессами в мировой системе образования и взаимообогащении практики подготовки специа листов в международном сотрудничестве.
Понятие эмоционального интеллекта является звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. П. Салоуэй и его соавтор Дж. Майер определяют эмоциональный интеллект как «...способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [6]. Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает четыре части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.
Развитие теории и практики управления персоналом связано с привлечением различных смежных наук в менеджмент и управление (в том числе и коучинг). В частности, большой блок психотехнологий обеспечивает подготовку кадров, отбор и подбор персонала, а также способы воздействия на персонал в процессе выполнения ими трудовых операций.
Исходя из этимологии слова «коучинг» (наставлять, воодушевлять, тренировать), следует определить, что исходными моментами коучинга являются, с одной стороны, навыковые тренинги по закреплению конкретных моделей поведения, с другой — особая линия наставничества и фасилитация, обеспечивающая актуализацию внутренних сил и возможностей клиента.
1. Brod R. Kouching i nastavnichestvo v professional'nom razvitii menedzherov: problemy i vozmozhnosti. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2005. - № 7. - S. 57-64.
2. Druker P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke = Challenge management in 21 century / P.F. Druker. - M.: Vil'yams, 2007.
3. Nenashev D.V. Kouching-tekhnologii formirovaniya emotsional'noy kompetentnosti budushchego menedzhera: uchebno-prakticheskoe posobie. - M.: MGUTU, 2009.
4. O’Nill M.B. Kouching rukovoditeley: tverdost' i otkrytost'. - M.: Mezhdunar. akad. korporativnogo upravleniya i biznesa, 2005.
5. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence 2005. URL: http://www.unh.edu/emotional_intelligence