Россия
Дизайн сегодня стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни и развитии культуры. Знание графического искусства может способствовать не только осознанию культурного пространства, но и внедрению методов образного моделирования, планирования, рационализации в область деятельности профессии графического дизайнера.
дизайн; графическое искусство; метод образного моделирования; метод рационализации.
Графический дизайн — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой систем визуальной коммуникации и информации на функциональных, рациональных началах. В своей работе графический дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки — до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа — до организационных, концептуальных моделей. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Дизайнерские разработки базируются на ряде принципиальных методов — функциональном анализе, компоновке, создании графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективной организации предметной и информационной среды жизнедеятельности на основе художественно-образных моделей.
Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Вместе с тем история его многогранна и тесно связана с историей изобразительного искусства. Она включает факты из области архитектуры, графики, живописи, скульптуры, основ композиции, теории знаковых систем, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга.
История дизайна так же, как и история видов изобразительного искусства, имеет свои внутренние жанры, области. Не смотря на узкую специализацию и свои проблемы, есть нечто, что их объединяет, а именно проектный подход, проектная культура, визуальная культура, функциональные, технологические и художественные проблемы. В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку художественная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям. Существует традиция представлять историю как движение из глубины веков к модернизму, показывая в художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепций формообразования, идущих от искусства. Искусство дизайна играло роль своеобразного разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.