СОЗДАНИЕ УЧАЩИМИСЯ 4-ГО КЛАССА СЛОВАРЯ УСТАРЕВШИХ СЛОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается творческая работа учащихся начальных классов над проектом по созданию словаря устаревших слов. Дается характеристика основных методов и приемов развития проектной деятельности младших школьников, рассматриваются особенности руководства проектной деятельностью младших школьников, которая организуется с учетом их возраста.

Ключевые слова:
проект, устаревшие слова, словарь, фольклор.
Текст

Одной из задач уроков литературного чтения является ознакомление младших школьников с произведениями устного народного творчества. С первого класса дети знакомятся с народными сказками, загадками, пословицами, скороговорками, прибаутками, считалками, песенками и пр. В четвертом классе к этим жанрам прибавляются еще легенды, былины, героические песни и библейские предания. В них довольно часто встречаются древнерусские слова, которые не используются в современной речи. Эти устаревшие слова, как правило, трудно читать и произносить.

Цель проектной деятельности по созданию словаря устаревших слов — помочь младшим школьникам глубже понять творчество наших далеких предков, развить интерес к фольклорным произведениям, сформировать у них умения:

  1. работать с незнакомыми словами в текстах различных жанров;
  2. пользоваться справочной литературой (толковыми словарями, справочниками, энциклопедиями, интернет-ресурсами и другими источниками информации), находить нужную информацию, анализировать ее;
  3. работать в группе.

Школьникам были предложены следующие фольклорные тексты: былина «Волх Всеславьевич»; сказка «Иван-царевич и Серый волк»; легенда о покорении Сибири Ермаком; легенда о граде Китеже; героическая песня

«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Школьники не в первый раз работали над проектом, но мы посчитали необходимым напомнить им ход работы и организацию выполнения заданий, для чего была разработана инструкция.

Инструкция

1) Группа выбирает литературное произведение и читает его.
2) Задания распределяются между членами группы, а затем выполняются в такой последовательности:

  1. найдите и выпишите из текста произведения предложения с непонятным словом (словами) на индивидуальный лист;
  2. воспользуйтесь толковым словарем и узнайте значение непонятного вам слова;
  3. выпишите на свой индивидуальный лист слова старославянского и древнерусского происхождения;
  4. создайте рисунок, иллюстрирующий слово, или изготовьте наглядную поделку к нему.

3) Подготовьте презентацию слова (слов) с текстом и иллюстрациями.
4) Представьте (продемонстрируйте) результат работы группы.

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - В 4 т. - М.: Русский язык, 2002.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1970.

Войти или Создать
* Забыли пароль?