OBSOLETE WORDS DICTIONARY CREATION BY THE 4TH GRADE PUPILS AT LITERARY READING LESSONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Primary school pupils’ creative work related to a project on obsolete words dictionary creation is revealed in this paper. A characteristic of main methods and techniques related to development of primary school pupils’ design activity is given, management features of primary school pupils’ design activity which is organized taking into account their age, are considered.

Keywords:
project, obsolete words, dictionary, folklore.
Text

Одной из задач уроков литературного чтения является ознакомление младших школьников с произведениями устного народного творчества. С первого класса дети знакомятся с народными сказками, загадками, пословицами, скороговорками, прибаутками, считалками, песенками и пр. В четвертом классе к этим жанрам прибавляются еще легенды, былины, героические песни и библейские предания. В них довольно часто встречаются древнерусские слова, которые не используются в современной речи. Эти устаревшие слова, как правило, трудно читать и произносить.

Цель проектной деятельности по созданию словаря устаревших слов — помочь младшим школьникам глубже понять творчество наших далеких предков, развить интерес к фольклорным произведениям, сформировать у них умения:

  1. работать с незнакомыми словами в текстах различных жанров;
  2. пользоваться справочной литературой (толковыми словарями, справочниками, энциклопедиями, интернет-ресурсами и другими источниками информации), находить нужную информацию, анализировать ее;
  3. работать в группе.

Школьникам были предложены следующие фольклорные тексты: былина «Волх Всеславьевич»; сказка «Иван-царевич и Серый волк»; легенда о покорении Сибири Ермаком; легенда о граде Китеже; героическая песня

«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Школьники не в первый раз работали над проектом, но мы посчитали необходимым напомнить им ход работы и организацию выполнения заданий, для чего была разработана инструкция.

Инструкция

1) Группа выбирает литературное произведение и читает его.
2) Задания распределяются между членами группы, а затем выполняются в такой последовательности:

  1. найдите и выпишите из текста произведения предложения с непонятным словом (словами) на индивидуальный лист;
  2. воспользуйтесь толковым словарем и узнайте значение непонятного вам слова;
  3. выпишите на свой индивидуальный лист слова старославянского и древнерусского происхождения;
  4. создайте рисунок, иллюстрирующий слово, или изготовьте наглядную поделку к нему.

3) Подготовьте презентацию слова (слов) с текстом и иллюстрациями.
4) Представьте (продемонстрируйте) результат работы группы.

References

1. Dal´ V.I. Tolkovyy slovar´ zhivogo velikorusskogo yazyka. V 4 t. [Explanatory Dictionary of Russian language. In 4 parts]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2002.

2. Ozhegov S.I. Slovar´ russkogo yazyka [Dictionary of Russian]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1970.

Login or Create
* Forgot password?