В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры младших школьников в процессе их обучения использованию лингвистических словарей для решения учебных задач. Автор описывает особенности учебных лингвистических словарей, характеризует методические условия их успешного применения в начальной школе.
информационная культура, требования нормативных документов к навыкам младших школьников в сфере информационной деятельности, школьные лингвистические словари, учебные задачи, методические условия эффективного использования словарей при работе с младшими школьниками.
Современное общество характеризуется стремительным ростом потоков постоянно обновляющейся информации, что актуализирует проблему формирования у учащихся информационной культуры.
ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Анализ понятия «информационная культура» представлен в трудах педагогов, методистов, специалистов в области библиотечного дела. В одном случае понятие «информационная культура» связывается только с использованием компьютерных технологий (В.И. Варченко, В.А. Каймин и др.), в другом – данное понятие трактуется как умение пользоваться любыми источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями, содержанием телепередач и пр.) (А.Л. Семёнов). Преобладает же более широкое толкование, при котором информационная культура понимается как культура обращения с информацией (А.А. Дуванов, В.Ю. Милитарёв, Ю.А. Первин и др.), что сближает понятие «информационная культура» с понятиями «культура мышления», «культура познания».
1. Баранов М.Т. О работе с толковым словарём на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 43-48.
2. Бондаренко А.А. Словари на уроке // Начальная школа. - 2000. - № 1. - С. 27-32.
3. Гендина Н.И. Информационная культура личности: комментарий ведущего рубрики // Школьная библиотека. - 2012. - № 8. - С. 27.
4. Грушников П.А. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах / Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: сб. статей; сост. П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 1973. - С. 7-24.
5. Зиновьева Т.И. Обучение работе с лингвистическими словарями / Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 468 с.
6. Львов М.Р. Русский язык в школе. История преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей. - М.: Вербум, 2007. - 331 с. EDN: https://elibrary.ru/QTCDIL
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
8. Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии: автореф. дис. … д-ра филол. наук. - М.: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1990. - 72 с.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
11. Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка: автореф. дис. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-ispolzovaniya-knigi-kak-sredstvaformirovaniya-informatsionnoi-kult (дата обращения: 11.01.2017).