Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены аспекты тревожности и страхов детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Приводятся результаты исследований особенностей проявления тревожности и характера страхов детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Ключевые слова:
тревожность, страхи, дети с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Текст

Вопросы тревожности и страхов у детей с интеллектуальной недостаточностью психологами-теоретиками трактуются неоднозначно. Долгий период времени как отечественные, так и зарубежные исследователи отказывались признавать, что механизм реагирования интеллектуально нарушенных детей на неблагоприятные жизненные ситуации схож с реакциями их интеллектуально полноценных сверстников. Полагали, что незрелость личности отсталого ребенка, недифференцированность, неадекватность и эгоцентричность его чувств не позволят ему сформировать такие эмоциональные механизмы, которые лежат в основе тревожных расстройств.

По мере изучения умственно отсталых лиц сформировалось убеждение в том, что 10–40% из них имеют значительные эмоциональные или поведенческие расстройства. При этом, чем меньший наблюдался интеллектуальный дефект, тем чаще были эти расстройства. Тревожные состояния наблюдаются у данной категории детей с такой же частотой, что и в среднем в популяции.

Анализ различных нарушений развития в качестве факторов возникновения тревожности у детей младшего дошкольного возраста позволяет нам выделить следующие основные причины их появления.

  1. Дети младшего школьного возраста тяжело переживают наличие у них определенного физического или психофизиологического дефекта, что приводит к формированию страха непринятия сверстниками.
  2. Дети с нарушениями развития часто не могут полноценно взаимодействовать с окружающими и испытывают панический страх перед ситуациями, в которых может обнаружиться их неполноценность.
  3. Дети с нарушениями в развитии испытывают бóльшие трудности в учебной деятельности, чем дети с нормальным развитием, что приводит к формированию устойчивого чувства тревоги в отношении всех вопросов, связанных со школой.
  4. Дети с нарушениями развития гораздо чаще сталкиваются с гиперопекающим стилем воспитания, который подразумевает чрезмерную заботу и обеспокоенность родителей здоровьем и благополучием ребенка. Все это приводит к тому, что страхи и беспокойства родителей превращаются в страхи детей [2, 6, 7].
Список литературы

1. Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. М.: Новый учебник, 2009. С. 21-22.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. С. 50-54.

3. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. № 2. С. 70-73.

4. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. М., 2000. С. 15-16.

5. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 2005. С. 30-33.

6. Моисеева А.Г. Психология аномального ребенка. М., 2004. С. 52-54.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. - Воронеж, 2009. С. 35-36.

8. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Пер. с нем. М.: Академия, 2003. С. 87-89.

Войти или Создать
* Забыли пароль?