Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers practical aspects of anxiety and fear in children with impaired intellectual development. Results of research on the peculiarities of manifestations of anxiety and nature of fears in children with impaired intellectual development are provided.

Keywords:
anxiety, fears, children with impaired intellectual development.
Text

Вопросы тревожности и страхов у детей с интеллектуальной недостаточностью психологами-теоретиками трактуются неоднозначно. Долгий период времени как отечественные, так и зарубежные исследователи отказывались признавать, что механизм реагирования интеллектуально нарушенных детей на неблагоприятные жизненные ситуации схож с реакциями их интеллектуально полноценных сверстников. Полагали, что незрелость личности отсталого ребенка, недифференцированность, неадекватность и эгоцентричность его чувств не позволят ему сформировать такие эмоциональные механизмы, которые лежат в основе тревожных расстройств.

По мере изучения умственно отсталых лиц сформировалось убеждение в том, что 10–40% из них имеют значительные эмоциональные или поведенческие расстройства. При этом, чем меньший наблюдался интеллектуальный дефект, тем чаще были эти расстройства. Тревожные состояния наблюдаются у данной категории детей с такой же частотой, что и в среднем в популяции.

Анализ различных нарушений развития в качестве факторов возникновения тревожности у детей младшего дошкольного возраста позволяет нам выделить следующие основные причины их появления.

  1. Дети младшего школьного возраста тяжело переживают наличие у них определенного физического или психофизиологического дефекта, что приводит к формированию страха непринятия сверстниками.
  2. Дети с нарушениями развития часто не могут полноценно взаимодействовать с окружающими и испытывают панический страх перед ситуациями, в которых может обнаружиться их неполноценность.
  3. Дети с нарушениями в развитии испытывают бóльшие трудности в учебной деятельности, чем дети с нормальным развитием, что приводит к формированию устойчивого чувства тревоги в отношении всех вопросов, связанных со школой.
  4. Дети с нарушениями развития гораздо чаще сталкиваются с гиперопекающим стилем воспитания, который подразумевает чрезмерную заботу и обеспокоенность родителей здоровьем и благополучием ребенка. Все это приводит к тому, что страхи и беспокойства родителей превращаются в страхи детей [2, 6, 7].
References

1. Boykov D.I., Boynova S.AV., Grash N.E. Obuchenie i vospitanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Training and education of children with disabilities]. Moscow, Novyy uchebnik Publ., 2009, pp. 21-22.

2. Vlasova T.A., Pevzner M.S. O detyakh s otkloneniyami v razvitii [About children with developmental disabilities]. Moscow, 1973, pp. 50-54.

3. Voprosy psikhicheskogo zdorov´ya detey i podrostkov [Mental health issues of children and adolescents]. 2005, no. 2, pp. 70-73.

4. Pevzner M.S. Deti s otkloneniyami v razvitii [Children with developmental disabilities]. Moscow, 2000, pp. 15-16.

5. Zakharov A.I. Kak pomoch´ nashim detyam izbavit´sya ot strakha [How to help our children get rid of fear]. St. Petersburg, 2005, pp. 30-33.

6. Moiseeva A.G. Psikhologiya anomal´nogo rebenka [Abnormal Child Psychology]. Moscow, 2004, pp. 52-54.

7. Prikhozhan A.M. Trevozhnost´ u detey i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: the psychological nature and age dynamics]. Moscow - Voronezh, 2009, pp. 35-36.

8. Speck O. Menschen mit geistiger Behinderung und ihre Erziehung, Muenchen, Ernst Reinhardt Verlag, 2002. (Russ. Ed.: Shpek O. Lyudi s umstvennoy otstalost´yu. Moscow, Academia, 2003, pp. 87-89).

Login or Create
* Forgot password?