Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе. Дается характеристика разных видов текстов. С учетом специфики содержания учебных предметов предлагаются советы о применении целесообразных методов и приемов формирования у младших школьников умений работать с информационно-содержательным, инструктивным и справочным текстами.
читательская грамотность, виды учебных текстов, информационно-содержательный текст, инструктивный текст, справочный текст, методика работы с текстами.
Совет седьмой
Первый шаг в формировании читательской грамотности – совершенствование процесса восприятия: развитие навыков смыслового слушания (при прослушивании чужого текста) и смыслового чтения (при самостоятельном громком чтении). Эффективный метод формирования смыслового слушания – постановка учебной задачи до начала чтения. Это касается любого вида учебного текста. Например: «Прослушайте текст математической задачи. Обратите внимание на то, как формулируется условие (Что нужно узнать? Как поставлен вопрос?)». Или: «Послушайте сказку. Найдите ответ на вопрос, к какому виду текстов она относится».
В современных учебниках для начальной школы информационно-содержательные тексты являются основными и занимают достаточно большой объем. Их активное использование на уроках в начальной школе позволяет успешно формировать читательскую грамотность учащихся. К функциям данного вида текста относится предоставление содержательной информации, способной:
• расширять знания по конкретному предмету;
• уточнять, систематизировать и обогащать читательский опыт;
• обеспечивать условия для применения информации в практической деятельности.
Главным условием реализации потенциала школы является правильная организация работы с информационно-содержательными текстами. Однако учитель часто подменяет разнообразную работу с информацией ее формальным запоминанием: использует вопросы, позволяющие проверять, как ученик запомнил текст; сам повторяет основные положения текста (или читает его еще раз) и т.п. Такая работа, хотя и представляет определенную ценность, ограничивает возможности использования учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.
1. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. Смысловое чтение: рабочие тетради. 2-4 кл. - М.: Вентана-Граф, 2016.
2. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество / Н.И. Жинкин. Избранные труды. - М.: Лабиринт, 1998. - 366 с.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
4. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: ИСРО РАО, 2016. - 218 с.
5. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 240-267.