TEN TIPS FOR TEACHERS ON THE FORMATION OF READING COMPETENCE BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the peculiarities of reading competence formation at lessons in primary school. The characteristics of different types of texts are given. According to the specificity of the content of school subjects the advice on the use of appropriate methods and techniques of formation by younger schoolboys of abilities to work with information and informative, instructive and reference texts is offered.

Keywords:
reading competence, types of educational texts, information and informative text, guidance text, help text, methods of working with texts.
Text

 

 

 

Совет седьмой

 

Первый шаг в формировании читательской грамотности – совершенствование процесса восприятия: развитие навыков смыслового слушания (при прослушивании чужого текста) и смыслового чтения (при самостоятельном громком чтении). Эффективный метод формирования смыслового слушания – постановка учебной задачи до начала чтения. Это касается любого вида учебного текста. Например: «Прослушайте текст математической задачи. Обратите внимание на то, как формулируется условие (Что нужно узнать? Как поставлен вопрос?)». Или: «Послушайте сказку. Найдите ответ на вопрос, к какому виду текстов она относится».

 

 

 

В современных учебниках для начальной школы информационно-содержательные тексты являются основными и занимают достаточно большой объем. Их активное использование на уроках в начальной школе позволяет успешно формировать читательскую грамотность учащихся. К функциям данного вида текста относится предоставление содержательной информации, способной:

 

расширять знания по конкретному предмету;

 

уточнять, систематизировать и обогащать читательский опыт;

 

обеспечивать условия для применения информации в практической деятельности.

 

Главным условием реализации потенциала школы является правильная организация работы с информационно-содержательными текстами. Однако учитель часто подменяет разнообразную работу с информацией ее формальным запоминанием: использует вопросы, позволяющие проверять, как ученик запомнил текст; сам повторяет основные положения текста (или читает его еще раз) и т.п. Такая работа, хотя и представляет определенную ценность, ограничивает возможности использования учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

 

References

1. Vinogradova N.F., Khomyakova I.S., Safonova I.V. Smyslovoe chtenie: rabochie tetradi. 2-4 kl. [Meaning reading: Workbook. 2-4 cl.]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2016.

2. Zhinkin N.I. Yazyk - rech’ - tvorchestvo [Language - speech - Creative]. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, Labirint Publ., 1998. 366 p.

3. Leont’ev A.A. Yazyk, rech’, rechevaya deyatel’nost’ [Language, speech, speech activity]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1969. 214 p.

4. Vinogradova N.F. Universal’nye uchebnye deystviya kak rezul’tat obucheniya v nachal’noy shkole: kniga dlya uchitelya [Universal curricular activities as a result of primary school: a book for teachers]. Moscow, ISRO RAO Publ., 2016. 218 p.

5. Tsukerman G.A., Kovaleva G.S., Kuznetsova M.I. Khorosho li chitayut rossiyskie shkol’niki? [Is it good reading Russian schoolchildren?]. Voprosy obrazovaniya [Education Matters]. 2007, I. 4, pp. 240-267.

Login or Create
* Forgot password?