Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В представленной статье предпринята попытка раскрыть понятие виктимологии, детской виктимности в частности и социально-педагогические основы превенции виктимности детей и подростков.
криминология, виктимология, виктимность, социология, педагогика, психология.
В России, к сожалению, вопросам о жертвах преступления уделяется очень мало внимания. Дело в том, что виктимология в нашей стране, скорее, из-за идеологических соображений начала изучаться только на рубеже 70—80-х гг. ХХ в. Л.В. Франк считается пионером изучения в этой области. Его последователями являются Д.В. Ривман, В.Е. Квашис и др.
В юридическом словаре слово «виктимология» (от лат. victimа — жертва и греч. logos — понятие, учение) определяется как область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии. В свою очередь «виктимность» означает повышенную склонность становиться жертвой преступления, а «превенция» — это предупреждение, предохранение, предотвращение преступлений.
О виктимологии можно говорить как в широком, так и в узком смыслах слова. В широком смысле виктимология охватывает такие области, как уголовное и административное право, криминология, психология, психиатрия, педагогика, социология и др. Также виктимология — это социально-психологическая область знания, изучающая различные категории людей-жертв в неблагоприятных условиях социализации. Социально-психологическая виктимология изучает людей (детей и взрослых), оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих особой юридической, социальной, психологической и педагогической помощи.
В узком смысле виктимология является частью криминологии (науки о преступности). Криминальная
- виктимология изучает:
- весь комплекс детерминант, в силу которых лицо оказалось жертвой преступления;
- роль потерпевшего в механизме конкретного преступления, а также в ситуации, в которой оказалось данное лицо;
- отношения, которые связывают преступника и жертву, причем как длительные, так и спонтанные, мгновенно сложившиеся, которые предшествуют преступному насилию;
- поведение жертвы после совершения преступления;
- комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию факторов, которые привели к совершению преступления.
1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Academia, 2008.
2. Загвязинский В.И. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.
3. Квашис В.Е. Основы виктимологии. М.: Nota bene, 1999.
4. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2010.
5. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002.
6. Самовичев Е.Г. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений // Прикладная психология. М., 2001. С. 138-144.
7. Серых А.Б. Психологические основания профессиональной подготовки педагогов с виктимными детьми. М., 2005.
8. Серых А.Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми. Калининград, 2000.
9. Старков О.В. Криминология: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012.
10. Франк Л.В. Некоторые теоретические вопросы становления советской виктимологии. М., 2002.
11. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. М.: КСП+, 1997.
12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
13. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
14. Hentig H. Remarks on the Interaction of Perpetrator and Victim // The Journal of Criminal Law and Criminology. 1941. V. 31. P. 303-309.