TOWARDS SOCIO-PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF VICTIMIZATION PREVENTION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The effort is undertaken to articulate the concept of victimology, with the emphasis to the children’s victimity, and also social and pedagogic foundations of victimity prevention in children and adolescents.

Keywords:
criminology, victimology, victimity, sociology, pedagogy, psychology.
Text

В России, к сожалению, вопросам о жертвах преступления уделяется очень мало внимания. Дело в том, что виктимология в нашей стране, скорее, из-за идеологических соображений начала изучаться только на рубеже 70—80-х гг. ХХ в. Л.В. Франк считается пионером изучения в этой области. Его последователями являются Д.В. Ривман, В.Е. Квашис и др.

В юридическом словаре слово «виктимология» (от лат. victimа — жертва и греч. logos — понятие, учение) определяется как область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии. В свою очередь «виктимность» означает повышенную склонность становиться жертвой преступления, а «превенция» — это предупреждение, предохранение, предотвращение преступлений.

О виктимологии можно говорить как в широком, так и в узком смыслах слова. В широком смысле виктимология охватывает такие области, как уголовное и административное право, криминология, психология, психиатрия, педагогика, социология и др. Также виктимология — это социально-психологическая область знания, изучающая различные категории людей-жертв в неблагоприятных условиях социализации. Социально-психологическая виктимология изучает людей (детей и взрослых), оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих особой юридической, социальной, психологической и педагогической помощи.

В узком смысле виктимология является частью криминологии (науки о преступности). Криминальная

  1. виктимология изучает:
  2. весь комплекс детерминант, в силу которых лицо оказалось жертвой преступления;
  3. роль потерпевшего в механизме конкретного преступления, а также в ситуации, в которой оказалось данное лицо; 
  4. отношения, которые связывают преступника и жертву, причем как длительные, так и спонтанные, мгновенно сложившиеся, которые предшествуют преступному насилию;
  5. поведение жертвы после совершения преступления;
  6. комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию факторов, которые привели к совершению преступления.
References

1. Vasil´kova T.A., Vasil´kova Yu.V. Sotsial´naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Academia Publ., 2008.

2. Zagvyazinskiy V.I. Sotsial´naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Yurayt Publ., 2012.

3. Kvashis V.E. Osnovy viktimologii [Basics of Victimology]. Moscow, Nota bene Publ., 1999.

4. Malkina-Pykh I.G. Viktimologiya. Psikhologiya povedeniya zhertvy [Victimology. Psychology of the victim´s conduct]. Moscow, Eksmo Publ., 2010.

5. Rivman D.V. Kriminal´naya viktimologiya [Criminal victimology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002.

6. Samovichev E.G. Psikhologicheskie aspekty viktimnosti zhertv prestupleniy [Psychological aspects of the victimization of crime victims]. Prikladnaya psikhologiya [Applied Psychology]. Moscow, 2001, pp. 138-144.

7. Serykh A.B. Psikhologicheskie osnovaniya professional´noy podgotovki pedagogov s viktimnymi det´mi [Psychological bases of training teachers with the victimization of children]. Moscow, 2005.

8. Serykh A.B. Formirovanie gotovnosti pedagoga k rabote s viktimnymi det´mi [Formation of readiness of teachers to work with the victimization of children]. Kaliningrad, 2000.

9. Starkov O.V. Kriminologiyа [Criminology]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2012.

10. Frank L.V. Nekotorye teoreticheskie voprosy stanovleniya sovetskoy viktimologii [Some theoretical issues of the development of Soviet victimology]. Moscow, 2002.

11. Hall C.S., Lindsey G. Theories of Personality. N.Y., John Willey and Sons, 1970 (Russ. ed.: Kholl K.S., Lindsey G. Teorii lichnosti. Moscow, KSP+ Publ., 1997).

12. Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed., McGrow-Hill, 1992 (Russ. ed.: Kh´ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. St. Petersburg, Piter Press Publ., 1997).

13. El´konin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in children]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1971, no. 4.

14. Hentig H. Remarks on the Interaction of Perpetrator and Victim. The Journal of Criminal Law and Criminology. 1941, vol. 31, pp. 303-309.

Login or Create
* Forgot password?